Чему и как учить дошкольника?

Рубрика: Развитие ребенка | Просмотров: 7650


Сколько раз каждый из нас поражался тому, как скоро летит время! Кажется, что совершенно не так давно ваш малыш делал 1-ые шаги и произносил 1-ые слова, а сейчас совершенно близко пора, когда ваш ребенок, перешагнув порог школы, станет первоклассником. Для него и для вас наступит период ответственной и трудной работы: изо дня в день узнавать новое, обучаться мыслить и рассуждать, строить свои дела со сверстниками. И, естественно, каждого родителя не могут не тревожить вопросцы: как сложится школьная жизнь малыша? Как он будет обучаться? Готов ли он к школьному обучению? Что может и что обязана сделать семья, чтоб школьные годы стали для малыша веселым и счастливым периодом взросления, познания, труда?

Итак, для того, чтоб ваш ребенок отлично усваивал школьный материал, его нужно много чему научить, в особенности в дошкольном возрасте. Родителям нужно понять, что учить малыша нужно так, чтоб провоцировать не только умственное, однако и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано много, и все таки мы достаточно частенько сталкиваемся с удручающим фактом: предки плохо представляют себе, что все-таки конкретно они должны делать.

У них нет четкой программы действий, а значит, отсутствует и нужная последовательность. Родители теряются в потоке различной информации, начинают метаться: чему учить? Какую книгу прочесть? Какую игру лучше приобрести? В какой детский сад дать собственного малыша? И так до бесконечности: вопросы, вопросы, вопросы. А бедные детки с четырех-пяти лет, вынужденно, под давлением родителей пишут палочку, выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинноватые непонятные им стихотворения и многое, многое другое. Однако что это отдаёт для их психического развития, для развития главных познавательных действий: восприятия, мышления, самостоятельной речи?

Совсем частенько преподаватели и психологи сталкиваются с грустным явлением, когда не в меру способный, по мнению родителей, ребенок 6 лет отлично считает аж до 100, однако не может сосчитать 10 лежащих перед ним спичек. Почему так? - спросите вы. Отвечаем: ребенок дошкольного возраста еще не способен осознать, что счет - это не метод получить похвалу родителей, а средство определения количества. Не менее печальное зрелище - познание ребенком букв, не связанное со звуко-буквенным анализом слова, а тем более с умением составлять из отдельных букв слоги и слова. Такие познания могут стать серьезным тормозом на пути не только к овладению грамотой, однако и к удачному освоению школьной программы в целом.

Так чему же следует учить дошкольника для того, чтоб он верно, гармонично развивался и был готов к школе? Малыша нужно учить всему, не только конкретно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - однако и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: верно применять предметы, окружающие его, конкретно действию, а не сухим познаниям о том либо ином предмете либо явлении.

С чего же начинается обучение и подготовка малыша к школе? Конечно с домашнего воспитания. Помните народную мудрость: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу"? В повседневном общении с детками закладываются семечки грядущего характера, которые позже дадут добрые либо злые ростки. Пренебрежение сиим часто обходится совсем дорого! Совсем частенько школьные неудачи наших деток, их тяжелое вхождение в коллектив, неумение либо, что еще ужаснее, нежелание обучаться - итог родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентации, которые в ней усваиваются.

Все предки без исключения хлопочут о том, чтоб их ребенок ни в нем не нуждался, был сыт, обут и одет.
Почти все не жалеют времени и сил, чтоб научить собственного 3-х летнего отпрыска либо дочь писать, читать и считать, неверно полагая, что это и есть подготовка к школе. Но для настоящего воспитания этого совсем не довольно. Столь же с ревностью должны мы хлопотать о том, чем мы заполняем разум, сердечко и душу малыша, ибо от этого во многом зависит его психологическое развитие, а означает, его становление как личности.

Развивать познавательные возможности малыша - это не означает отдать ему "готовые" познания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтоб выработать у малыша потребность в этих познаниях, найти вероятные методы их получения, научить мыслить и рассуждать. От того, как у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и удачливость его обучения.

Можно ли ставить такую сложную задачку применительно к дошкольнику? Естественно можно! Конкретно в период дошкольного возраста закладывается типичная база данных, которая будет нужна ребенку в протяжении всего обучения.

Познавательный опыт ребенок приобретает прежде всего в различной деятельности. Каждый её вид вносит собственный, особенный вклад в развитие малыша. Как же это происходит? 1-ая самостоятельная деятельность дошкольника - предметная. Она вводит его в мир вещей, сделанных руками человека, и помогает понять, для чего они нам необходимы. Овладение предметными действиями - 1-ый шаг в освоении материальной культуры. Но родителям следует держать в голове, что так будет, лишь если предмет употребляется по своему функциональному назначению, только при всем этом условии ребенок станет полноценно постигать характеристики предметов, их дела, сразу развивая восприятие, представление, а следовательно, и мыслительные операции.

Овладение предметными действиями поначалу происходит в игре. Равномерно ребенок обучается замещать недостающие предметы иными, однако схожими (градусник - палочкой, мыло - кубиком), потом хоть какими иными, наделяя их соответственной функцией, и, наконец, словами. Так развивается воображение, способность абстрагироваться от конкретной ситуации и моделировать новенькую, представляемую реальность. Позже на этом жестком фундаменте строится познавательная деятельность малыша.

Научите малыша играться - поначалу просто оперировать предметами, подражая настоящим действиям, их логике и последовательности. Последующий шаг - ребенок уже умеет без помощи других действовать, разыгрывать целые сюжеты, основная цель которых - отражение видения ребенком отношений меж иными людьми: семейных, деловых и т. д. Лишь на этом шаге игрового развития малыша деяния уже могут стать чисто символическими, а настоящие предметы - заменяться иными, при помощи которых можно изобразить необходимое действие. Пройдя весь этот игровой путь, ваш ребенок приобретет совсем многое, существенно продвинувшись в собственном развитии, он получит нужные познания об окружающих его предметах, явлениях, человечьих отношениях, что будет содействовать развитию мышления и воображения.

1-ые виды продуктивной деятельности малыша - изобразительная и конструктивная. Создавая своими руками что-то новое - будь то набросок, поделка из пластилина, постройка из кубиков, - он стремится как можно правдивее отразить мир вокруг нас, а это, в свою очередь, содействует предстоящему развитию восприятия, пространственных представлений. В становлении познавательных возможностей малыша важную роль играет труд, вбирающий в себя все виды деятельности.

Приобщиться к нему можно совсем различными методами - это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовка разных поделок, овладение навыками ремесел. Воспитание у малыша готовности к труду - одна из главных задач при подготовке деток к школе, ведь удачливость обучения во многом зависит от того, как ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него нужные личностные свойства, дозволяющие ему продуктивно управляться с учебными заданиями.

Трудовое воспитание начинается в семье. Дома и на улице люди, окружающие малыша, заняты разным трудом; вещи, с которыми ребенок соприкасается, являются результатом труда; значение труда в жизни людей должно быть в полной мере осознано ребенком. Уважение к хоть какому труду и к человеку, занятому делом, необходимо воспитывать целенаправленно и последовательно с малых лет, оберегая деток от лени и эгоизма. К.Д. Ушинский говорил: "Воспитание не только обязано развить разум человека и отдать ему узнаваемый размер сведений, однако обязано зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой".

Труд малыша должен пополнять опыт умения организовать деятельность, должен научить помогать иным, хлопотать о близких. Помогите своему ребенку пережить удовлетворенность отлично выполненного дела: "Посмотри, как стало светло и чисто", "Видишь, как поблескивает вымытая посуда", "Как отлично, что ты посодействовал бабушке: сейчас она может отдохнуть и поиграть с тобой". Перед сном побеседуйте с ребенком о том, как прошел день, что он успел сделать, что нового вызнал, попросите поведать о ярких впечатлениях и событиях. Так равномерно у дошкольника будет формироваться образец хоть какой деятельности и самостоятельная оценка её результатов.

Все виды познавательной деятельности малыша разрешают мобилизовать его познавательные способности, а означает, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, однако и в какой-то степени изменять его. Но, чтоб это вышло, родителям нужно подходящим образом организовывать всякую деятельность малыша: необходимо совместно с ним найти её цель, обмыслить вероятные методы заслуги данной цели, спланировать последовательность действий, контролировать себя во время работы, уметь верно и объективно оценить приобретенный итог. Приобретение схожих навыков планирования своей деятельности нужно ребенку в процессе школьного обучения.

Для правильного развития и воспитания малыша родителям очень важно создать эмоциональный удобство, от их требуется неизменное внимание к своему поведениию и к поведению собственного малыша, терпение, упругость, чуткость и тактичность, рвение и умение понять мотивы поведения малыша в том либо ином случае. Несдержанность, крики, брань взрослых порождают не только чувство обиды, недоверия, несправедливости, однако и состояние тревожности, неуверенности в себе, что может оказать пагубное влияние на предстоящее обучение малыша вне дома, в общеобразовательных учреждениях.

Мы радуемся, что ребенок любит рисовать, лепить, конструировать, играться с кубиками, в куклы и машины, - малыш занят, и родителям этого довольно. Однако частенько ли вы задаете себе вопросцы: что дают ему эти занятия? Как он играет, конструирует, лепит, рисует, работает? Какие затруднения при всем этом испытывает? Доводит ли начатое дело до конца? Меж тем наблюдение за игровой деятельностью малыша может сыграть решающую роль в познавательном развитии малыша и подготовке его к школе. Не мешая ребенку, не подавляя его инициативы, понаблюдайте за ним, чтоб тактично посодействовать ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, навести их в необходимое русло умственного развития.

Вот малыш играет с куклой: одевает, раздевает, кормит. Обратите его внимание на смысл этих действий: раздевает, чтоб уложить спать либо искупать; одевает, чтоб пойти в гости либо на прогулку; кормит, воспитывает и т. д. Проявите свою фантазию и разбудите фантазию малыша - это поможет вам и ему выработать свою модель домашнего поведения.

Перед рисованием спросите его, что он желает изобразить и что необходимо для этого - краски, карандаши, фломастеры; почему он желает выбрать конкретно этот цвет, а не какой-то иной. Обсудите завершенный набросок: что удалось, а что не вышло, при этом принципиально, чтоб ребенок сам направил внимание на то, что вышло, а что - не совсем.

Сейчас побеседуем об чувствах и воле дошкольника. От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности малыша. Конкретно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и деяния моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует увидеть, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а просит долговременной кропотливой работы, по другому она может сформироваться неправильно, в итоге поведение малыша может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные возможности так и останутся невостребованными.

Если малыша воспитывают верно, то уже к шестилетнему возрасту он не только усваивает главные нравственные понятия, однако и приучается действовать в согласовании с ними.

Значительно меняется представление малыша о самом себе, о собственном "Я": он начинает иметь более четкое представление о собственных способностях, понимать, как относятся к нему окружающие и чем разъясняется это отношение. На базе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение - ребенок в ответ на замечание взрослых уже не рыдает, не кидает занятие, а старается исправить ошибку, отыскать новейшие методы завершения начатого.

Ребенок-дошкольник частенько сталкивается с различными трудностями - интеллектуальными, бытовыми, поведенческими. Однако, каков бы ни был характер деятельности, вызвавшей те либо другие затруднения, их можно условно поделить на две группы:

- во-первых, это такие трудности, с которыми ребенок просто не может совладать без помощи других, в силу собственного возраста;

- во-вторых, это такие трудности, которые ваш ребенок может преодолеть без помощи других, используя собственный прошедший опыт либо действуя методом собственных проб и ошибок.

Основная задачка родителей в первом случае - тактично, не настаивая, посодействовать малышу совладать с появившейся трудностью, разъяснить, навести; а во-втором - так же чутко и гибко подтолкнуть малыша к решению трудности, вынудить его применять скопленный ранее опыт.

Но взрослым нужно держать в голове, что оценка всех действий малыша обязана быть в наибольшей степени объективной и чёткой, поэтому что ребенок в возрасте 5 - 6 лет видит себя очами остальных людей, и их отношение служит для него основой, образцом самооценки. В этот период ваш малыш нуждается в сопереживании и понимании со стороны взрослых - родителей и воспитателей, сразу он со собственной стороны начинает оценивать поступки остальных людей, их характер и поведение, потому для родителей очень важно конкретно в этот период укрепить собственный авторитет в очах малыша.

К 6 - 7 годам у малыша появляются такие чувства, как стыд, если тот либо другой его поступок не соответствует принятым в семье нормам морали, и гордость, если поступок им соответствует, а в особенности, если он связан с преодолением определенных проблем и препятствий. Потому родителям нужно совсем пристально наказывать либо поощрять малыша, от этого в будущем будет зависеть его рвение к неплохим поступкам.

Конкретно в этом возрасте у малыша возникает осознанная потребность в общении с иными детками. Он обучается соотносить свои поступки с действиями товарищей, считаться не только со своими, однако и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку. В этом возрасте зарождаются настоящие дружеские дела, - родителям принципиально конкретно научить малыша дружить, в каких-либо вариантах уступать, а в каких-либо отстаивать свое мировоззрение. Эти навыки требуются для облегчения прохождения такового принципиального тесты в жизни первоклассников, как жизнь в полностью новом школьном коллективе.
Умение общаться и находить общий язык не только со взрослыми, однако и со своими ровесниками - очередное нужное условие развития и подготовки деток к школе.

Необходимо сказать, что рвение к общению у дошкольника основано на потребности познания другого человека, незнакомых людей и сопоставлении себя с ними. По тому, каков ваш ребенок посреди незнакомых людей, можно судить не только о его характере, привычках, однако и о просчетах родителей в его воспитании. Ведь предки и остальные близкие - 1-ые люди, которые не только удовлетворяют его потребность в общении, однако и дают ему образец поведения. Потому взрослые должны хлопотать о должном эмоциональном и эстетическом уровне общения малыша, о том, чтоб научить его сопереживать и доброжелательно относиться к собеседнику.

Очередное немаловажное условие готовности малыша, на которое нужно направить особенное внимание родителей, - это воспитание у малыша желания обучаться. Для этого прежде всего сами предки должны верно понимать, для чего их ребенок идет в школу, - не за пятерками и неплохим аттестатом, а за познаниями, умениями и навыками.

Школьные годы - часть жизни малыша, и потому принципиально, чтоб она была заполнена не только счастьем познания, приобщением к сокровищам мировой культуры, однако и радостью общения, напряженного труда и в то же время творчества. Конкретно этому и необходимо обучить вашего малыша прежде всего.

В школе ребенок должен не только получить нужные познания и умения, однако и научиться без помощи других добывать новейшие, созидать и творчески решать возникающие трудности. К этому тоже нужно приучать дошкольника на доступном для него уровне. Желание и умение обучаться, удовлетворенность от получения новейших познаний - база ответственного дела к обучению. Как справедливо отмечал создатель прелестной "Педагогической поэмы" А.С.Макаренко: "Каким будет человек, основным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до 5 лет не воспитали как необходимо, позже придется перевоспитывать".
Беря во внимание почти все причины обучения дошкольника, можно еще раз убедиться в том, что психологическая подготовка деток к школе совсем нужна, a "pyководить" психическим развитием малыша необходимо с самого ранешнего детства.

1-ое и самое основное условие психической подготовки малыша к школе - сотрудничество с окружающими его взрослыми: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой. При этом под сотрудничеством следует понимать таким образом организованную совместную деятельность малыша и взрослого, в процессе которой последний передает собственный соц опыт в различных его формах, а 1-ый его перенимает и делает своим. Потому взрослый должен уметь глядеть на себя и свою жизнь очами малыша, постоянно заботясь не только о том, что и как он передает ребенку, однако и о том, чтоб малыш захотел усвоить передаваемое.

У почти всех деток трудности вхождения в школьный коллектив соединены с тем, что они впору не научились строить межличностные взаимоотношения, не могут подчинять свои желания и поступки требованиям взрослых и интересам собственных товарищей. Не привыкшие считаться с чужим мнением, детки стают эгоистичными, упрямыми, капризными, недоброжелательными по отношению к своим одноклассникам и время от времени даже к учителю. Если ребенок нерадостен, импульсивен, тревожен, то причина кроется, обычно, в эмоциональной атмосфере семьи, в неуважительном и нетерпимом отношении друг к другу.

В заключение хотелось бы опять привести цитату А.С. Макаренко: "Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие предки, создается вашей своей жизнью и вашим своим поведением".



По материалам сайта: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030189.shtml



Читайте также:

Леворукость у ребенка

Много людей, чьи имена золотыми знаками вписаны в историю населения земли, предпочитали действовать конкретно левой рукой. Леонардо да Винчи, Роберт Шуман, Аристотель, Исаак Ньютон, Марк Твен …

Влияние компьютерных игр

Есть малая, казалось бы, безопасная игрушка для деток – тамагочи. Игрушка, которая, в отличие от всех других, умирала, если её впору не покормишь либо не развлечешь. В итоге, сотни деток во всем мире, счастливых обладателей тамагочи, – или попадали в психбольницу, или заканчивали жизнь самоубийством.

Если ребенок не хочет читать

Прежде всего действовать надо мягко, ненавязчиво, чтобы заинтересовать ребенка. Вспомните, например, книги вашего детства. Тем более наверняка у кого-то они запылились на полках. Добрые русские сказки, книги иностранных авторов, например, "Карлсона" или "Муми-Тролля".




Новое на сайте:

 
Как организовать празднование дня рождения ребенка
Многие родители нередко задумываются над тем, как устроить празднование именин ребенка так, чтобы он стал незабываемым д...
 
Свинки дяди Пинки
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)СВИНКИ ДЯДИ ПИНКИ(Обязательное пояснение: сказка в стихах о том, как свинки-путешественн...
 
Квакушины уши
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)КВАКУШИНЫ УШИ(Обязательное пояснение. Сказка в стихах о том, как уши ушли от грязнули Кв...
 
Мармеладки
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)МАРМЕЛАДКИ(Обязательное пояснение: сказка в стихах о том, как мармеладки проучили воришк...
 
Письмо от Злюки с острова Бабуку
(Обязательное пояснение. Вчера вечером у меня дома раздался телефонный звонок. «Это Кирилл Авдеенко?» - cпросил издалёка...

Популярное у нас:

 
Сценарий Дня Рождения
Сценарий праздника дня рождения для детей дошкольного возраста. Мероприятие создано по сказке «Теремок»....
 
Какой должна быть няня?
Няня для любимого вашего чада обязана быть практически идеальной: хорошей, заботливой, трудолюбивой, образованной, аккур...
 
Теория обновления крови
Методика "обновления крови" основывается на том, чтом кровь у мужчин обновляется раз в 4 года, у женщин - раз в 3 года. ...
 
Травка зеленеет
Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей...Прощебечь с дорог...
 
Как сбить температуру у ребенка?
Самую высокую отметку по повышению температуры занимают самые маленькие дети, что и является причиной для обращения за м...