Реклама:
Суши сет на сайте

Развитие личности ребенка

Рубрика: Развитие ребенка | Просмотров: 7651


Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "еше неличности" рождается личность. Малютка, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, безусловно, личность. Какая личность - иной проблема. Как и где приключился этот переход, трансформация, скачок к новоиспеченному качеству? Сразу? Одномоментно? Вряд ли.

Скорее всего, этот процесс владеет постепенный норов; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, дабы стать личностью. Однако тогда еще один-одинехонек проблема: а жрать ли в этом движении какая-либо закономерность или все это таскает безукоризненно случайный норов? Вот где доводится выйти на отправные рубежи давнишней дискуссии о том, будто развивается человек, становясь личностью. По предлогу этой проблемы было сломано немало снимок, ага и дебаты по сей девай не окончен, однако, не углубляясь в него, попытаемся обсудить одну из обоснованных гипотез.

Будто мы уже знаем, человеку присуща надобность быть личностью, т. е. быть в максимальной степени представленным в жизнедеятельности иных людей, и способность быть личностью - наличность индивидуальных особенностей, позволяющих удовлетворить эту надобность. Удовлетворение этой надобности при присутствии отвечающих способностей выступает будто персонализация индивида. Напомнить все это необходимо, настолько будто принцип персонализации лежит в основе наших дальнейших рассуждений.

Что же с точки зрения этого принципа изображает ключом развития и утверждения личности? Противоречие между надобностью человека в персонализации и заинтересованностью его окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, какие отвечают его интересам.

Выступает ли речь о переходе малыша из младенческого сада в школу, подростка в новоиспеченную бражку, абитуриента - в трудовой коллектив, призывника - в армейское подразделение, предназначающегося - в новое учреждение, невестки - в фамилию благоверного или же говорится о развитии личности от младенчества до партикулярной зрелости, мы не можем себе мыслить этот процесс иначе будто вхождение его в бытие одинаковости, какая приемлет его или не приемлет, к коей он должен приспосабливаться или ее приспосабливать к своим нуждам и мишеням.

Этот процесс подчинен психологическим закономерностям, какие воспроизводятся сравнительно самосильно от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новоиспеченной компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. Они вновь и вновь будут повторяться, однако всякий один наполняясь новоиспеченным содержанием. Мы наименуем их фазами развития личности. Этих фаз три.

Итак, первая фаза становления личности. Человек не может выполнить свою надобность в персонализации прежде, чем освоит орудующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и не возьмет теми приемами и оружиями деятельности, какими владеют иные ее члены. Поторопится что-то в ней изменить - ему выговорят: со своим статутом в посторонний монастырь не влезай. Он должен быть уподоблен облегающим, доколе его задача - "быть будто все".

Это достигается (одними более, иными менее успешно), однако, в последнем счете, при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Ему может показаться, что он всецело растворен в "всеобщей массе". Происходит нечто вроде временной утраты личности. Однако это его субъективные зрелища, потому что фактически человек зачастую продолжает себя в иных людах своими деяниями, владеющими смысл собственно для иных людей, а не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при знаменитых обстоятельствах выступить для иных будто личность.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между надобностью "быть будто все" и стремлением человека к максимальной персонализации. Что же, доводится разыскивать оружия и способы для исполнения этой мишени, для обозначения своей индивидуальности.

Примерно, если некто влетел в новоиспеченную для него компанию, то он, по-видимому, не станет пробовать залпом в ней выделиться, а прежде испробует овладеть встреченные в ней нормы общения, то, что можно наименовать слогом этой группы, дозволительную в ней манеру облачаться, общепринятые в ней интересы, выяснит, кто для него дружок, а кто враг.

Однако вот, сверившись наконец с трудностями адаптационного стадия, осмыслив, что для этой братии он "собственный", временами неопределенно, а временами остро он начинает осознавать, что, держась этой тактики, он будто личность в какой-то мере себя утрачивает, потому что иные не могут в этих обстоятельствах его разглядеть. Не разглядят из-за его неприметности и "похожести" на любого.

Тут он, может быть, припомнит слова из "Бригантины", стихотворения-песни Павла Когана: "Зашибаемся за яростных, за несходных..." Иными словами - за взаправдашнюю личность. Будто не почувствовать собственную ущербность! И тогда он не только выкажет надобность быть личностью, однако и поищет оружия для ее удовлетворения. В этом случае мобилизуются все внутренние ресурсы для утверждения своей индивидуальности, у кого какие выищутся. Наметим эту вторую фазу будто фазу индивидуализации.

Вероятно, всякий из читателей болел эту фазу развития личности. Мне индивидуально важнецки запомнились мои проблемы в школьные годы. Был я, надобно взговорить, весьма начитанным пареньком и в этом взаимоотношении мог видеть заинтересованность для сверстников. Дефицит увлекательных книжек и тогда был большущ, телевизора еще не было, и нередко вкруг меня собиралась стайка ребят со двора, я им пересказывал что-нибудь захватывающее, к образцу, книжек Жаколио, Буссенара, Габорио, или с жаром живописал дуэль на ножах великодушного капитана Педро с отвратительным разбойником Крамо. Книжка настолько и звалась "Капитан Педро" (автора не припомню). Настолько что процесс индивидуализации, очевидно, протекал благополучно. Однако это во дворе. А за его пределами?

С этим было аховее: в иных местах, в незнакомых бражках мне нечего было "предъявить", необычно на первых порах. Тогда мой дружок - он был ветше меня на два года - "подвесил" меня на турнике. Запомнил почитай дословно его первое пояснение: "Внимай! Ты опамятуешься в любой двор, "поковыряешься" на турнике, сделаешь "задний бланш" или солнышко - и все. Всюду будешь хвост трубой содержать и иных делать". Настолько и приключилось. Одно из оружий успешной индивидуализации было освоено.

Третья фаза - интеграция - определяется противоречиями между уже выработавшимися стремлением человека быть идеально представленным в иных своими особенностями и надобностью облегающих встретить, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, какие им импонируют, отвечают их ценностям, содействуют их всеобщему успеху и т. д.

Став членом бригады на производстве, молодой пролетарий, миновав адаптацию во другой фазе становления своей личности в коллективе, влечется найти пути обозначения своей индивидуализации, своих особенностей, к каким бригада внимательно присматривается.

В итоге эти выявившиеся отличия у одних (смекалка, юмор, самоотверженность и т. п.) принимаются и поддерживаются, а у иных, демонстрирующих, примерно, цинизм, ленность, стремление свои оплошки свалить на иного, наглость, могут встретиться деятельное противодействие.

В первом случае происходит интеграция личности в группе. Во втором, если противоречия оказываются неустраненными, - дезинтеграция, владеющая следствием вытеснение личности из группы. Может случиться и настолько, что возникнет фактическая изоляция личности, какая ведет к закреплению в норове многих негативных бес.

Особый случай интеграции наблюдается, когда не столько человек приводит в соответствие свою надобность в персонализации с надобностями одинаковости, сколько единство трансформирует свои надобности в соответствии с его надобностями, и тогда он занимает позицию лидера. Впрочем, двусторонняя трансформация личности и группы, очевидно, век настолько или иначе происходит.

Всякая из этих фаз порождает и шлифует личность в ее величественнейших проявлениях и качествах - в них протекают микроциклы ее развития. Представим, что люду не вытанцовывается одолеть трудности адаптационного стадия и вступить во вторую фазу развития - у него, скорее всего, будут складываться качества подвластности, безынициативности, соглашательства, возникнет робость, неуверенность в себе и своих возможностях. Он будто бы "пробуксовывает" на первой фазе становления и утверждения себя будто личности, и это приводит к ее капитальной деформации.

Если, бывши уже в фазе индивидуализации, он пробует реализовать свои надобности "быть личностью" и предъявляет облегающим свои индивидуальные отличия, какие те не приемлют и отвергают будто не отвечающие их надобностям и интересам, то это содействует развитию у него агрессивности, замкнутости, подозрительности, завышению самооценки и понижению оценки облегающих, "уходу в себя" и т. д. Может быть, отсюда схватывается "мрачность" норова, озлобленность.

Человек на протяжении своей жизни входит не в одну, а во многие группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции неоднократно воспроизводятся. У него формируется довольно устойчивая структура личности.

Сложный, будто это очевидно, процесс развития личности в сравнительно стабильной сфере еще вяще усложняется в связи с тем, что она в реальности не изображает стабильной, и человек на своем житейском пути оказывается последовательно и параллельно включен в одинаковости, вдалеке не сходящиеся по своим социально-психологическим характеристикам.

Встреченный в одной группе, где он вполне утвердился и давненько уже "собственный", он оказывается другой один отвергнутым в иной, в какую он подключается после первой или вдруг с ней. Ему вновь и вновь доводится ратифицировать себя в качестве самостоятельной личности. Таким образом завязываются узлы новоиспеченных противоречий, возникают новоиспеченные проблемы и трудности.

Помимо этого, сами группы будут в процессе развития, беспрерывно меняются, и к изменениям можно адаптироваться всего при обстоятельстве деятельного участия в их воспроизводстве. Оттого убору с внутренней динамикой развития личности в пределах сравнительно стабильной социальной группы (дом, школьный класс, дружная бражка и т. д.) надобно учитывать объективную динамику развития самих этих групп, их особенности, их нетождественность дружок дружку. И те, и иные изменения становятся необычно броскими в возрастном развитии личности, к характеристике какого мы переходим.

Из итого вышесказанного складывается вытекающее понимание процесса развития личности: личность формируется в группах, последовательно сменяющих дружок дружка от возраста к возрасту. Норов развития личности задается уровнем развития группы, в какую она включена и в коей она интегрирована. Можно взговорить и настолько: личность ребятенка, подростка, юноши формируется в итоге последовательного включения в отличающиеся по уровню развития одинаковости, владеющие для него смысл на неодинаковых возрастных ступенях.

Наиболее подходящие обстановка для формирования ценных качеств личности образовывает группа возвышенного уровня развития - коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована вторая модель развития личности - на этот один возрастного развития, - в коей выделяются вытекающие этапы формирования личности: ранний младенческий (преддошкольный") "года (0-3); дошкольное и школьное малолетство (4-11); отрочество (12-15); юность (16-18).

В раннем младенческом годе развитие личности осуществляется больше в семье и зависит от встреченной в ней тактики воспитания, от того, что в ней доминирует - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, кара. Это будет определяющим.

В итоге складывается личность ребятенка либо будто изнеженного, внимательного, не дрожащего признать свои оплошки или оплошности, разинутого, не уклоняющегося от ответственности крохотного человека, либо будто трусливого, ленивого, алчного, капризного крохотного себялюбца. Важность стадия раннего малолетства для формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. И в этом они были левы. Однако причины, его определяющие, нередко мистифицировались.

В реальности девало в том, что детище с первых месяцев осознанной жизни будет в довольно раскрученной группе и в меру присущей ему активности (тут большущую роль выступают особенности его длиннейшей лихорадочной деятельности, его нервно-психической организации) усваивает молодчик взаимоотношений, какие в ней выработались, претворяя их в черты своей формирующейся личности.

Фазы развития личности в преддошкольном годе: первая - адаптация, выражающаяся в освоении простейших навыков, овладении слогом при первоначальном неумении выделить свое Я из облегающих явлений; вторая - индивидуализация, противопоставление себя облегающим: "моя мама", "я мамина", "мои игрушки", - и тем самым подчеркивание своих отличий от облегающих; третья - интеграция, позволяющая ворочать своим поведением, почитаться с облегающими, не только подчиняться требованиям старших, однако и в какой-то мере домогаться, дабы большие с ним почитались (истина, для этого используется, к сожалению, гуще итого "управление" поведением старших с поддержкой ультимативных требований "дай", "алкаю" и т. д.).

Воспитание ребятенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, будто правило, протекает вдруг и в младенческом саду, в группе сверстников, "под руководством" воспитателя. Тут возникает новая ситуация развития личности. Если переход к новоиспеченному стадию не подготовлен успешным завершением фазы интеграции в прошлом возрастном фазисе, то тут (будто и на рубеже между любыми иными возрастными стадиями) складываются обстановка для кризиса развития личности. В психологии давненько был введен факт "кризиса трехлетних", сквозь какой идут многие малыши.

Дошкольный года. Детище подключается в группу одногодков в младенческом саду, управляемую воспитательницей, какая, будто правило, становится для него наряду с родителями наиболее значимым мурлом. Покажем фазы развития личности внутри этого стадия. Адаптация - усвоение ребятенками норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения. Индивидуализация - стремление всякого ребятенка найти в себе нечто, выделяющее его среди иных ребятенков либо позитивно в неодинаковых обликах самодеятельности, либо в проказах и проказах. При этом детвора ориентируются не столько на оценку сверстников, сколько на родителей и воспитательниц. Интеграция - согласованность стремления наметить свою неповторимость и готовности старших встретить в ребятенке всего то, что отвечает величественнейшей для них задаче - гарантировать ему безболезненный переход на новейший этап воспитания, - третий стадия развития личности.

В меньшем школьном годе ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Школьник входит в абсолютно новоиспеченную для него группу одноклассников под "предводительством" учительницы.

Нелегко представить фигуру более значимую для учеников начальных классов, чем их учительница. Вспоминается таковая забавная история. Мальчишка занимался в классе, где педагогом вкалывала его мама, Анна Дмитриевна. Ввечеру, когда он засел за уроки, мама, посмотрев сквозь плечо в тетрадку, взговорила:

- Обожди, Леша, я сейчас покажу тебе, будто эту задачу можно постановить проще.
- Дудки, мама! Анна Дмитриевна взговорила, что надобно решать настолько! - Вес Анны Дмитриевны - учительницы очутился внушительно весомее, чем вес Анны Дмитриевны - мамы. Все настолько характеристично для этого самого "законопослушного" возраста. Ролевые характеристики тут оказываются решающими.

Ныне перебежим к подростковому возрасту. Первое отличие - если прежде всякий новейший цикл развития начинался с перехода ребятенка в новоиспеченную группу, то тут группа остается все той же. Вот всего в ней происходят большущие изменения. Это все тот же школьный класс, однако будто он изменился! Безусловно, жрать причины наружного норова, примерно вместо одной учительницы, какая была суверенным "властителем" в начальной школе, показывает бессчетно учителей. А один педагоги неодинаковые, то возникает возможность сравнения их, а, выходит - критики.

Все большее смысл приобретают встречи и интересы внешкольные. Это может быть, к образцу, спортивная секция и бражка, собирающаяся для развеселого времяпрепровождения, где середина групповой жизни связан с неодинаковыми "тусовками". Само собой разумеется, социальная ценность этих новоиспеченных одинаковостей для того, кто в них входит, весьма неодинакова, однако будто бы то ни было, в всякой из них молодому люду доводится миновать все три фазы вхождения - адаптироваться в ней, найти в себе возможности защитить и утвердить свою индивидуальность и быть интегрированным в ней.

Будто успех, настолько и невезение в этом деле верно накладывают печать на его самооценку, позицию и поведение в классе. И настолько с всяким. Дивятся: "Еще в былом году Славка был таковским тихоней, таковским малозаметным, голоса его не было слышно, а сейчас и не прийтись, нос задрал, а все потому, что уже полгода в секции каратэ". Таковая трансформация происходит беспрерывно. Перераспределяются роли, выделяются лидеры и аутсайдеры - все ныне по-новому.

Безусловно, это не единые причины коренных переустройств группы в этом годе. Тут и изменения взаимоотношений мальчишек и девочек, и более деятельное включение в коллективную бытие, и многое иное. Одно безусловно: школьный класс по своей социально-психологической структуре за год-полтора модифицировается до неузнаваемости, и в нем чуть ли не всякому, для того дабы утвердить себя будто личность, надобно вряд ли не наново миновать адаптацию к изменившимся требованиям, индивидуализироваться и быть интегрированным. Таким образом, развитие личности в этом годе вступает в критическую фазу.

Циклы развития личности протекают для одного и того же подростка в неодинаковых группах, всякая из каких в чем-то значима для него. Успешная интеграция в одной из них (примерно, в школьном драматическом кружке) может сочетаться с дезинтеграцией в группе "неформалов", в коей он до этого без трудностей миновал фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в иной, где доминируют другие ценностные ориентации, и это препятствует успешному интегрированию в ней.

Противоречия, вытребованные неравноценностью положения в неодинаковых группах, обостряются. Надобность быть личностью в этом годе приобретает норов обостренного самоутверждения, и этот стадия может продолжаться будет длительно, поскольку личностно-значимые качества, позволяющие вписываться, примерно, в ту же группу неформалов, зачастую отнюдь не отвечают требованиям учителей, родителей и вообще старших. Развитие личности осложняется в этом случае конфликтами. Множественность, воздушная сменяемость и неодинаковая направление групп тормозят процесс интеграции личности молодого человека, однако вкупе с тем формируют специфические черты его психологии.

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный найденным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология не видает в личности лишь точку приложения наружных сил. За личностью остается выбор, ее активность невозможно игнорировать, и за всяким из нас остается лево на поступок, лево и ответственность за него. Величаво избрать неизменный колея и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, всякий, задумываясь о себе, сам устанавливает перед собой всеобщие задачи и видит, каким он алкал бы себя видать.

В самом всеобщем облике развитие личности жрать становление персоной фигуры целостности или, будто болтал Флоренский, "единомножия", вводящего четыре фигуры субъектности: субъекта витального взаимоотношения к миру, субъекта предметного взаимоотношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

Иначе болтая, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную натуру, присваивает и созидает объекты культуры, обретает мир значимых иных, проявляя себя перед самим собой.



По материалу сайта http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_01u.shtml



Читайте также:

Чему и как учить дошкольника?

Сколько раз каждый из нас поражался тому, как скоро летит время! Кажется, что совершенно не так давно ваш малыш делал 1-ые шаги и произносил 1-ые слова, а сейчас совершенно близко пора, когда ваш ребенок, перешагнув порог школы, станет первоклассником.

Леворукость у ребенка

Много людей, чьи имена золотыми знаками вписаны в историю населения земли, предпочитали действовать конкретно левой рукой. Леонардо да Винчи, Роберт Шуман, Аристотель, Исаак Ньютон, Марк Твен …

Влияние компьютерных игр

Есть малая, казалось бы, безопасная игрушка для деток – тамагочи. Игрушка, которая, в отличие от всех других, умирала, если её впору не покормишь либо не развлечешь. В итоге, сотни деток во всем мире, счастливых обладателей тамагочи, – или попадали в психбольницу, или заканчивали жизнь самоубийством.




Новое на сайте:

 
Трек Hot Wheels и машинки
Распаковка и игра с машинками на треке Хот Вилс с элементами образования....
 
Play Doh - учим транспорт и цвета
Выдавливаем транспорт из пластилина ПлейДо с помощью формочек. Видео для детей....
 
Вредные детки кушают волшебные конфеты M&M's
Как вредные детки кушали конфеты M&M's и окрашивались в цвет конфет....
 
Play Doh - учим цвета с детской модой
Обучающее видео для детей. Изучаем цвета, выдавливаем формочками из пластилина Плей До детскую одежду....
 
Детская кухня: готовим тортик из игрушечных продуктов
Готовим тортик из игрушечных продуктов. Детская кухня, играем вместе....

Популярное у нас:

 
Сценарий Дня Рождения
Сценарий праздника дня рождения для детей дошкольного возраста. Мероприятие создано по сказке «Теремок»....
 
Какой должна быть няня?
Няня для любимого вашего чада обязана быть практически идеальной: хорошей, заботливой, трудолюбивой, образованной, аккур...
 
Теория обновления крови
Методика "обновления крови" основывается на том, чтом кровь у мужчин обновляется раз в 4 года, у женщин - раз в 3 года. ...
 
Травка зеленеет
Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей...Прощебечь с дорог...
 
Как сбить температуру у ребенка?
Самую высокую отметку по повышению температуры занимают самые маленькие дети, что и является причиной для обращения за м...
Реклама: