Леворукость у ребенка

Рубрика: Развитие ребенка | Просмотров: 7947


Много людей, чьи имена золотыми знаками вписаны в историю населения земли, предпочитали действовать конкретно левой рукой. Леонардо да Винчи, Роберт Шуман, Аристотель, Исаак Ньютон, Марк Твен … Посреди узнаваемых всем нам современников левшами являются Рональд Рейган и Билл Клинтон, Пол Маккартни и Ринго Старр, Мартина Навратилова и Моника Селеш, Брюс Уиллис и Дэвид Духовны, и этот перечень можно продолжать нескончаемо долго.

Некие ученые считают, что каждый 5-ый человек с схожим фуррором действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т.е. могут идиентично ловко работать обеими руками, однако предпочтение почему-то отдают правой. Вот и выходит, что реальных стопроцентных правшей совсем не подавляющее большинство, как могло бы показаться на 1-ый взор, а лишь около половины.

В 1992 году группа южноамериканских ученых, нашла, что леворукость несколько почаще (практически на 3%) встречается у парней.

В чем причина парадокса леворукости - достоверно непонятно и по сей день. На этот счет существует множество любознательных мнений. Однако более научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это означает, что в функциональном отношении оба полушария не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности поделена меж ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое субдоминантным (т.е. подчиненным). У правшей левое полушарие является доминантным. Оно играет основную роль в выполнении психических функция, связанных с речью: оперирование словесно-знаковой информацией; воплощение мыслительных логических операций (чтение текстов, построение серьезных и чётких конструкций). Правое полушарие – доминантное для левшей - отвечает за оперирование видами, "управляет" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Полушария различаются стратегией переработки инфы. Левое - последовательная, детальная обработка инфы. Правое - целостное восприятие предмета/явления и оно способно осуществлять обработку огромного количества характеристик объекта.

В образовательном процессе левому полушарию уделяется основное внимание; правое, более слабое полушарие, у которого есть собственные неповторимые индивидуальности - не вполне выполняет свои функции, поэтому что оно “забито” более мощным. Таким образом, снимается творческий потенциал человека.

Однако почему же у различных людей доминируют разные полушария, и есть ли расположенность возникновения леворукости?

Доминирование правого полушария, и как следствие леворукость может быть на генном уровне закрепленным, то есть передаваемым по наследству как по женской, так и по мужской полосы, от бабушки к внукам, от родителей к детям. Таковых людей в хоть какой популяции приблизительно однообразное количество - 9-11%.

Леворукость, которая не имеет генетического фона, может появиться в итоге нарушения функционирования левого полушария. Понятно, что детский организм совсем пластичен, потому, если у малыша отмечается нарушение функционирования левого полушария, то правое может восполнить это нарушение, взяв на себя, его функции, таким образом, доминирующим становиться правое полушарие. В этом случае ведущей рукой становится левая, потому что деяния каждой руки, как уже было сказано, регулирует основным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Такую леворукость называют компенсаторной, беря во внимание её механизм. Потому, если не переучивать леворукого малыша и повторно не заставлять левое полушарие делать те функции, от которых оно само отказалось, тогда у малыша не будет никаких заморочек в обучении. А если все-же будем переучивать леворукого малыша работать правой рукой, то есть будем заставлять трудиться левое - ущербное, ранимое полушарие, вот тогда мы сделаем весь комплекс заморочек.

Леворукость может быть также принужденной. Таковая леворукость возникает в итоге травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно применять левую. Такие детки не являются леворукими по организации мозга, однако более активной у их будет левая рука. Означает ли, что этих деток нужно переучивать? Естественно, нет, ведь в итоге травмы, в особенности длительной, складывается определенная система связей, включающая работу руки и мозга. Таким образом, посреди леворуких деток можно выделить как минимум три группы.

Итак, преимущественное владение той либо иной рукой определяется не желанием либо капризом малыша, а особой организацией работы его мозга. Потому очень важно найти ведомую руку еще до школы либо в 1-ые дни обучения. Традиционно рукость устанавливается у малыша к четырем годам. Для этого предлагаются последующие задания.

1-ая группа заданий - бытовые.

1.

Это любые бытовые манипуляторные деяния, которые ребенок выполняет непроизвольно, когда причесывается, берет ложку, кубики, в которые он играет, мозаику, которую складывает, шнурок, когда шнурует ботинки.
2.

Открывание маленький коробочки, к примеру, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков (можно выкрасить их в разные цвета либо оклеить цветной бумагой). Отыскать спичку в одной из коробочек. Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения - закрывает, открывает, вынимает спичку.
3.

Выстроить колодец из спичек. Ведущая - та рука, которая в большей степени выполняет все деяния.
4.

Игра в мяч. Нужен маленький (к примеру, теннисный) мяч, который можно кидать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком; вы требуйте его точно кинуть мяч в какую-то заблаговременно намеченную цель несколько раз. Ведущая - та рука, которой ребенок кидал мяч.
5.

Вырезание ножницами по контуру рисунка из хоть какой открытки (вырезать цветок, машинку и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы. Однако бывает и так: ребенок плохо обладает ножницами, он просто держит их и поболее активно работает (поворачивает открытку) иной рукой. В этом случае попытайтесь попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, когда задание выполняется лучше.
6.

Нанизывание бисера, бусинок либо пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение (вне зависимости от того, в какой руке иголка). Активной может быть как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку либо пуговицу на иголку.
7.

Выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Дают 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками (лучше с широкой крышкой). Ведущая - та рука, которая крутит крышку (либо пузырек).
8.

Развязывание узелков. Предварительно необходимо неплотно завязать несколько узлов (на маленьком расстоянии друг от друга) на шнуре средней толщины. Ведущая - та рука, что развязывает узел. Понаблюдайте заодно, какой рукой завязываются шнурки.
9.

Выстроить из кубиков дом, машинку, крепость и т.п. В этом задании оценить ведомую руку труднее: этот вид работы детки выполняют традиционно 2-мя руками. Потому не торопите малыша и понаблюдайте, какой рукой почаще он берет, укладывает, поправляет кубики (либо работает с конструктором). Почему мы предлагаем конкретно девять заданий? Поэтому что если ребенок выполняет более 6 заданий из 9 левой рукой, то скорее всего он леворукий. Почему нельзя сказать точно, что ребенок леворук? Поэтому что есть много тяжелых случаев, разобраться в которых помогают непривычные для малыша деяния.

2-ая группа заданий - непривычные. Они выявляют такую изюминка леворуких деток, при которой хоть какое тонкое (непривычное) действие выполняется ребенком более активной (ведущей) рукой. Предлагая ребенку этот вид заданий, родитель должен делать последующие требования:

1. Посиживать строго напротив малыша, а не сбоку либо рядом.
2. Все предметы, которые предлагаются ребенку для выполнения заданий, нужно положить на отдельный стол либо стул.
3. Хоть какой предмет для выполнения задания нужно положить строго на середину стола. По другому, если предмет будет сдвинут влево, ребенок возьмет его левой рукой, если вправо - правой. (Это нужная тонкость, позволяющая не “смазать” ситуацию.)
4. Малыша нельзя торопить.

Ведущая рука отлично проявляется при рисовании. 1-ое, основное для выбора руки задание состоит в последующем. Вы кладете на середину стола ручку, лучше с мягким шариком, и требуйте нарисовать набросок. Если ребенок выполнил набросок левой рукой, попросите его повторить этот же набросок правой рукой. Либо напротив. При выполнении этого задания начальная задачка родителя - понаблюдать, как ребенок его выполняет: какой рукой он увереннее держит ручку, как ловко совершает движения, как точно он проводит полосы, как прямые эти полосы, есть ли дрожание руки, может ли ребенок провести довольно длинноватую линию? При всем этом картинки, выполненные попеременно то одной, то иной рукой, могут быть либо идиентично неплохими, либо идиентично нехорошими. Однако для вас это сейчас не основное. Основное - найти, какая рука у малыша активнее?

Для этого можно применять любые задания из вышеперечисленных, а можно предложить ему выполнить непривычные деяния: разложить карты, сделать цепочку из скрепок, а позже её разобрать. Во всех этих действиях нужно отметить ведомую руку. Опосля каждого выполненного задания записывайте свои наблюдения на листик. Активной (ведущей) рукой будет не та, которая держит иголку либо колоду карт, а та, которая совершает тонкие манипуляции с маленькими предметами.

Если Вы все таки затрудняетесь с определением рукости малыша, мы предлагаем последующее задание: взять стакан, положить в него маленькие пуговицы либо бисерины и попросить малыша ложкой доставать их по одной штуке. Эти деяния совсем сложны для него, потому он непременно возьмет ложку в ведомую руку. Подобными по трудности выполнения являются задания: развязывание узелков и шнурование ботинок. Анализируя то, как ребенок их выполняет, вы сможете отметить последующее:

1.

Ребенок отлично выполняет левой рукой графические задания (рисует полосы, геометрические фигуры, срисовывает сложные картинки) и в большей степени бытовые и редкие деяния - означает, ваш ребенок леворук, потому ручку для письма ему нужно отдать лишь в левую руку и смотреть, чтоб он не перекладывал её в правую.
2.

Ребенок отлично выполняет все графические деяния левой рукой, а бытовые - правой. Таковой вариант именуется “графический левша” и “бытовой правша”. В этом случае ручка дается ребенку снова же лишь в левую руку.
3.

Ребенок отлично выполняет все графические деяния правой рукой, а бытовые - левой, то есть он “графический правша” и “бытовой левша”. В этом случае нужно отдать ребенку ручку в правую руку. В зависимости от того, в какую руку мы даем ребенку ручку, нужно научить его верно её держать, подходящим образом посиживать за столом при письме, обеспечить нужную освещенность рабочего места.

Таким образом, если Ваш ребенок взял ручку в левую руку, не стоит его переучивать. На нынешний день существует множество свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах деток, чьи предки не смогли посодействовать им отстоять свое право на леворукость.

Основным препятствием на пути к спокойному принятию преподавателями и родителями леворукости малыша является кажущийся высочайший количественный перевес окружающих людей в пользу правшей. Предки из самых наилучших побуждений стремятся приготовить собственного "необыкновенного" малыша к жизни в праворуком мире.

По данным почти всех исследователей нейрофизиологов и психологов, в 5-7 лет фактически каждый 4-ый ребенок является левшой, посреди 7 - 9-летних деток отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девченок, однако к 10-14 годам их количество резко миниатюризируется, а к 14-15 леворуких мальчиков было лишь 4,4%, а девченок - 4,1%. Почему? Поэтому, что этих деток просто переучивают. Некие взрослые считают своим долгом исправить "ошибку природы" и "посодействовать несчастному малышу". Стоимость таковой "помощи" часто бывает излишне высочайшей - детские неврозы в виде тиков, заиканий, ночных страхов, недержания мочи. Добиваясь (непонятно для чего) доминирования правой руки, мы можем нанести ребенку серьезную психическую травму, последствия которой сопровождают человека в протяжении всей жизни...

Кроме эмоциональных нарушений, переучивание может, скорее всего, привести к серьезным сбоям в формировании познавательных возможностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого малыша частенько сказывается не только на речевых, однако и на зрительно-пространственных возможностях, потому что угнетаются функции правого полушария мозга. При всем этом болеют зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.

Приведем спортивный пример для понимания трудности трудности выбора руки. Имеем переученного правшу либо левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, так как так этот человек научен. Однако в моменты наивысшего напряжения – на соревнованиях – доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спорстмен делает неописуемые промахи, которые просто непредставимы на тренировках.

Но, отказ от переучивания леворукого малыша все таки не снимает огромного комплекса заморочек, возникающих в процессе его обучения в школе, потому что леворукого малыша в школе учат так же, как и праворукого, не делая упор на особые методики обучения для левшей.

Особенные трудности у леворуких деток вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких деток при обучении письму, связана с тем, что российское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большая часть левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.

Как же посодействовать леворукому ребенку овладеть таковой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего, не стоит требовать от малыша, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Не считая того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо фактически нереально для левши, потому что ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строчку и соблюдая правильную высадку, при этом незначительно вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь либо лист бумаги необходимо повернуть так, чтоб верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол размещался напротив груди.

Зеркальное письмо, частенько встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких деток, традиционно исчезает к 8-10 годам, когда совсем формируются постоянные связи меж полушариями. До этого возраста одним из причин, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование 1-го из полушарий, и пробы правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Но, если леворукого малыша против воли переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, также зеркальное рисование может длиться дольше, потому что "новая ведущая", однако более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более мощной. При этом, зеркально написанный текст без особенного труда читается ребенком. Почти все переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.

При обучении чтению и письму удачным является зрительное запоминание целых маленьких слов, сопровождаемых картинкой. Для этого употребляются карточки, на которых в верхней части находиться изображение, в нижней надпись: “дом”, “кот”, “мак” и т.д. Потом карточки разрезаются, и ставиться задачка: “Положи каждую надпись на место”. Это закрепляет целостное восприятие слова и служит профилактикой зеркальности чтения и письма.

Для деток с доминирующим правым полушарием в процессе обучения лучше наибольшее применение наглядных средств обучения, поощрение рисовать самостоятельные схемы-иллюстрации при решении математических задач.

Окончательный выбор руки малыша совершается в 6 с половиной - семь лет (не считая незначимого количества двуруких, точнее). Таковой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтоб это состояние было достигнуто скорее, в какой-то момент (у обыденного малыша - около 6 лет) необходимо начать больше внимания уделять доминирующей руке. Нужно отметить, что у левшей в большей степени нет твердой латерализации (т.е. разделения функций огромных полушарий). И когда выбор уже совершен, нужно усиленно заниматься симметричностью движений...

Для этого необходимо совсем много увлечены видами деятельности, которые требуют двойного управления: великом, роликами, замечательно, если у малыша есть возможность много бегать и плавать.

Миша Федотов утверждает, что учить на две руки - означает добиваться более чётких, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена хоть какого возраста (и в мире есть спортсмены, которые сиим удачно пользуются).

Еще раз хотелось бы сосредоточить внимание на том, чтоб с самого ранешнего периода обустроить социальную среду малыша с учетом его особенностей, потому что современное школьное обучение с огромным трудом ориентируется на таковых деток. Особенное внимание, следует уделять психологической готовности малыша к принятию себя таковым, какой он есть. Детки частенько испытывают дискомфорт поэтому, что ощущают себя “не таковыми, как все”. Они время от времени стыдятся (в особенности если воспитатель либо учитель раздражен их “нестандартностью”), боятся еще раз проявить инициативу, стараются не высовываться.
Малышу нужно разъяснить с детства, что все люди разные: у одних людей волосы черные, а у остальных – рыжие, одни – высочайшие, а остальные – нет; у кого-то глас громкий, а у кого-то тихий. Другими словами, на совсем обычных и доступных примерах нужно приучать малыша к идее контраста мира. Если ребенок будет уверен, что леворукость – это норма, что таковых людей много и они так же успешны и счастливы, как и все “остальные”, ему не придется испытывать дискомфорт по такому ничтожному поводу.



По материалам сайта: http://uaua.info



Читайте также:

Влияние компьютерных игр

Есть малая, казалось бы, безопасная игрушка для деток – тамагочи. Игрушка, которая, в отличие от всех других, умирала, если её впору не покормишь либо не развлечешь. В итоге, сотни деток во всем мире, счастливых обладателей тамагочи, – или попадали в психбольницу, или заканчивали жизнь самоубийством.

Если ребенок не хочет читать

Прежде всего действовать надо мягко, ненавязчиво, чтобы заинтересовать ребенка. Вспомните, например, книги вашего детства. Тем более наверняка у кого-то они запылились на полках. Добрые русские сказки, книги иностранных авторов, например, "Карлсона" или "Муми-Тролля".

Разрешать ли смотреть мультики ребенку

Казалось бы все понятно и просто: супругу - теплый свитер, маме - духи, ребенку… А что подарить своему любимому чаду? Это и есть вопросец, терзающий не одних родителей. В принципе, можно подарить еще одну игрушку, однако она просто затеряется посреди армии остальных...




Новое на сайте:

 
Как организовать празднование дня рождения ребенка
Многие родители нередко задумываются над тем, как устроить празднование именин ребенка так, чтобы он стал незабываемым д...
 
Свинки дяди Пинки
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)СВИНКИ ДЯДИ ПИНКИ(Обязательное пояснение: сказка в стихах о том, как свинки-путешественн...
 
Квакушины уши
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)КВАКУШИНЫ УШИ(Обязательное пояснение. Сказка в стихах о том, как уши ушли от грязнули Кв...
 
Мармеладки
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)МАРМЕЛАДКИ(Обязательное пояснение: сказка в стихах о том, как мармеладки проучили воришк...
 
Письмо от Злюки с острова Бабуку
(Обязательное пояснение. Вчера вечером у меня дома раздался телефонный звонок. «Это Кирилл Авдеенко?» - cпросил издалёка...

Популярное у нас:

 
Сценарий Дня Рождения
Сценарий праздника дня рождения для детей дошкольного возраста. Мероприятие создано по сказке «Теремок»....
 
Какой должна быть няня?
Няня для любимого вашего чада обязана быть практически идеальной: хорошей, заботливой, трудолюбивой, образованной, аккур...
 
Теория обновления крови
Методика "обновления крови" основывается на том, чтом кровь у мужчин обновляется раз в 4 года, у женщин - раз в 3 года. ...
 
Травка зеленеет
Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей...Прощебечь с дорог...
 
Как сбить температуру у ребенка?
Самую высокую отметку по повышению температуры занимают самые маленькие дети, что и является причиной для обращения за м...