Адаптация к обучению в школе

Рубрика: Школа | Просмотров: 4985


Специфика психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра на этапе адаптации к школьному обучению.

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По данным современных исследований от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности адаптации к условиям школьного обучения (в зависимости от типа школы). Анализ литературы по данной теме позволяет резюмировать, что в последние годы значительное внимание уделяется исследованию проблем, возникающих у детей в связи с началом обучения в школе и ведущих к школьной дезадаптации. Особенно остро проблема адаптации стоит перед детьми-сиротами.

Учитывая вышеперечисленные факторы, мы провели психологическое исследование, целью которого явилось получение данных, на основе которых можно не просто корректировать образовательный процесс по факту появления симптомов дезадаптации у первоклассников, но и оказать помощь педагогам в профилактике школьной дезадаптации у детей, воспитывающихся в приюте.

Анализ проведенного на начальном этапе обучения исследования особенностей психоэмоционального состояния первоклассников позволяет констатировать, что подавляющее большинство детей-сирот имеет достаточно стойкие эмоциональные нарушения. Учитывая этот факт, мы сформулировали рекомендации педагогам, работающим с первоклассниками, воспитывающимися в социальном учреждении:

• Отношение взрослого к детям должно быть предельно доброжелательным; хорошо отмечать каждое, даже маленькое достижение ребенка.

• Для развития общения с взрослыми и сверстниками полезны тренировка, отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Это может осуществляться как в повседневном общении, так и в ходе специально организованных групповых занятий. Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать на точку зрения другого. Для этого можно предложить обидчику описать ситуацию с позиции обиженного, и наоборот. Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и дает, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребенок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его поступок, например, обещал помочь товарищу и не сделал этого. Можно разыграть подобные сюжеты по типу театральных этюдов. Во всех играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих.

• Для полноценного интеллектуального развития, образного мышления, креативности, творческого компонента необходимо обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт воспитанников: чаще совершайте с детьми прогулки, всевозможные экскурсии, меняйте помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются.

• Для развития вербального интеллекта предложите воспитанникам рассказать какую-то историю, например: "Что было сегодня утром" или "Как прошел праздник".

• Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело: от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон психики ребенка. Огромное значение для ребенка имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объемов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно-образные представления ребенка о величине, форме, строении предметов.

• Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать. Очень хороши задания типа: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек то, что задумал художник; рисовать одну картинку по очереди всем участникам группы: один начинает, другой продолжает и т.д.

• Помимо развивающих игр, которые по большей части носят дидактический характер, необходимо уделять внимание и всячески способствовать ролевой игре с правилами и свободной игре ребенка.

• С целью развития произвольности поведения, операций планирования и контроля за результатами своей деятельности можно использовать как ситуации учебной деятельности, где все эти операции выступают существенными ее компонентами, так и специальные коррекционные занятия.

В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.






Педагог-психолог ГОУ СРЦ Азовского района Ростовской области «Пеликан»,
аспирантка ФГНУ «СКНЦ ВШ» Роженко А. В.

По материалам сайта: http://www.psy.su/prof_society/articles/1862/



Читайте также:

Когда учеба дается с трудом

Чтение для Сергея - сущее наказание. Всякий раз, когда он знает, что его попросят читать вслух на уроке, у него начинает болеть живот. Несмотря на старания учителя, Мария никак не научится разборчиво писать. За домашними заданиями она сидит часами. Никита по многу раз перечитывает школьный материал. И все-таки он его опять забывает. За хорошие оценки ему приходится бороться изо всех сил.

Ребенок левша

Он не такой, как все. А почему, собственно, ребенок должен быть таким, "как все"? Кто сказал, что "как все" - это норма?
До трех лет детки одинаково пользуются как левой, так и правой рукой. Тем не менее, уже ближе к году у малыша начинают проявляться признаки того, кем он будет: правшой или левшой. Это можно заметить по тому, какой рукой ребенок держит карандаш, какой ножкой бьет по мячику и т.п.

Первые дни за партой

Помните песенку: "Нынче в школе первый класс вроде института"? Неправда! Разве можно сравнить институтскую вольницу с жестким прессом, под который попадает первоклашка?
Не вертись, не бегай, говори, только если тебя спросят… Родители и не представляют, как это тяжело. К счастью, мы можем помочь детям. Надо только понять, с какими детскими проблемами мы имеем дело. Вот, на мой взгляд, самые типичные из них.
Петя очень хотел в школу.




Новое на сайте:

 
Детский шатер, игровая палатка
Отличный шатер для игр. Видео обзор игровой палатки для детей...
 
Как сделать киндер сюрприз бесплатно?
Развлекательное видео для детей. Делаем киндер сюрпризы с помощью волшебства....
 
Плей до - лепим пиццу!
Лепим пиццу из пластилина Play Doh...
 
Play Doh - базовый набор
Видео обзор базового набора пластилина Плей До (Play Doh)....
 
Игрушка ФЕРБИ от Hasbro!
Игрушка ФЕРБИ от Hasbro! Видео про 4 Furby....

Популярное у нас:

 
Сценарий Дня Рождения
Сценарий праздника дня рождения для детей дошкольного возраста. Мероприятие создано по сказке «Теремок»....
 
Какой должна быть няня?
Няня для любимого вашего чада обязана быть практически идеальной: хорошей, заботливой, трудолюбивой, образованной, аккур...
 
Теория обновления крови
Методика "обновления крови" основывается на том, чтом кровь у мужчин обновляется раз в 4 года, у женщин - раз в 3 года. ...
 
Травка зеленеет
Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей...Прощебечь с дорог...
 
Как сбить температуру у ребенка?
Самую высокую отметку по повышению температуры занимают самые маленькие дети, что и является причиной для обращения за м...