Детский канал. Челленджи, конкурсы, влоги и тд.

Структурирование учебного материала в учебнике в целях систематизации

Рубрика: Интересно знать | Просмотров: 12742


В данной публикации мы рассматриваем некоторые дидактические основания в качестве общих подходов или дидактических принципов отбора и структурирования учебного материала в целях систематизации. Значение функции систематизации в общем комплексе дидактических функций учебника в настоящее время возрастает в связи с усилением информационного потенциала обучения и необходимостью интеграции и обобщения знаний, обеспечивающих усвоение. Отбор и структурирование учебного материала относятся к числу важнейших средств конструирования учебника соответственно его функциональному назначению и концептуальной установке воплощения проекта обучения.
Категория «принцип» получила недостаточно определенную трактовку в логико-гносеологической, а также в педагогической литературе. Мы ориентируемся на понимание принципа как нормативного положения, указывающего, как надо определять, осуществлять и совершенствовать и содержание, и сам процесс обучения.
Нами обоснованы следующие принципы, или подходы, к структурированию учебного материала, которые усиливают систематизирующее русло учебника: это принципы процессуальности и проспектности. Основанием формулирования данных принципов служили концептуальные установки, разрабатываемые лабораторией общих проблем дидактики, и прежде всего — понимание учебника как сценария процесса обучения, некоторые дидактические идеи, касающиеся общих вопросов повышения эффективности процесса обучения, а также результаты анализа действующих учебников и разрабатываемых их пробных моделей.
Принцип процессуальности при отборе и структурировании означает, что каждый отрезок учебного материала входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами и содержания, и процесса его усвоения. Подлинное усвоение каждого элемента все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах. Исходные установки процессуального подхода были разработаны Л. В. Занковым применительно к системе развивающего обучения. Этот принцип не только предполагает установление содержательных внутрипредметных и межпредметных связей, но и содействует организации процесса усвоения, проектирует возвращение к изученному ранее, включение его в более широкую и совершенную систему знаний.
В модели учебника органической химии для X класса (Л. А. Цветкова. М., 1986) структурирование учебного материала в определенной степени осуществляется в соответствии с принципом процессуальности: с помощью средств учебника обнаруживается этапность усвоения, выделяются знания в качестве основы усвоения, указывается последовательность их дальнейшего развертывания. Выдержан аспект руководства познавательной деятельностью учащихся средствами текста, путем подбора заданий, связывающих текст с упражнениями, намечены линии систематизации и обобщения. Анализ показал, что почти каждый текст включает небольшое введение и заключение, содержит связки глав и параграфов. Часть текстов организует обобщенное повторение изученного материала, что очень важно для систематизации знаний. В этих текстах, которые представлены в учебнике как более полные части параграфа или в виде микротекстов из двух-трех предложений, подводится итог изученному ранее, содержится перечень существенно важных в теоретическом отношении вопросов содержания. Повторительно-обобщающие тексты дают иерархическую оценку усвоенным знаниям как более или менее важным для целей обучения.
Воспроизведенные знания выступают также в качестве основы для их последующего более углубленного развертывания, обобщения и систематизации. Нередко эту функцию выполняют небольшие тексты, коммуникативные связи в форме личного обращения к" ученику как соучастнику процесса познания.
В пояснительных текстах не только раскрывается предметная логика изложения части содержания, но и обосновывается структурирование частей содержания по главам и параграфам, место данного раздела в системе знаний по предмету. Тем самым пояснительные тексты помогают школьникам уяснить координационные и иерархические связи учебного материала в системе курса и его представленность в учебнике. Текстовые связки выявляют и предметную, содержательную, и дидактическую логику усвоения («повторим», «дополним», «обобщим» и т. д.). В качестве средства, продуцирующего деятельность обобщения и систематизации, используется и включение в текст проблемных задач, проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся ищут посредством индуктивных и дедуктивных умозаключений с опорой на текст. Текстовое задание направляет ученика на анализ, сравнение, сопоставление, вычленение общего и различного, систематизацию. Обобщающие тексты помогают ученикам составить представление об уровнях и подуровнях систем знаний по курсу органической химии.
Был обоснован также принцип проспектности, предполагающий выявление программ усвоения до углубленного изучения целостного фрагмента содержания — это может быть параграф, глава, раздел, курс — как части в системе учебного предмета. С помощью структурных компонентов и средств учебника в виде предметного введения, вводных текстов, плана изучения темы, опорных графических схем может быть выявлена логико-содержательная структура части содержания до его раскрытия. В системе связей курса, учебного предмета выделяется канва содержания, основные вопросы темы и предполагаемый уровень усвоения разных элементов знаний: определений понятий, формулировок законов, фактических данных. Сознательная установка на приведение знаний в систему, предваряющая усвоение, значительно повышает эффективность деятельности по систематизации. Благодаря указанному подходу может быть обеспечена обозримость и целостность частей содержания, предназначенных для усвоения.
Этот принцип должен найти воплощение прежде всего в таких структурных компонентах учебника, как проспектное введение, вводные тексты. Анализ действующих учебников по основам наук (биология, химия, физика) показал, что во многих из них компонент «введение» отсутствует, имеющиеся введения от одного абзаца до формы вводной главы не имеют определенной логической структуры, в них не отражена проспектность в изложении содержательной канвы курса. В учебниках также мало вводных текстов, показывающих содержательный и процессуальный уровень раскрытия вопросов темы.
Реализации принципа проспектности могут служить структурные наглядные схемы, отражающие априори логико-содержательные, структурно-функциональные связи намечаемого к изучению материала. Определенный подход к такому структурированию материала мы находим в модели учебника В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» для X (IX) класса (М., 1987). В свете концептуальных установок автором разработана глава «География населения мира», которая может служить образцом построения учебника в целом. Изучение материала главы открывает структурная схема, которая выполняет роль графического оглавления темы или своего рода проспектного плана. Содержание главы структурировано в четырех крупных блоках — параграфах, каждый из которых включает по пять-шесть вопросов.
В представленной план-схеме выделены только содержательные структуры подтем, объединенных общей темой. С нашей точки зрения, в подобной схеме могут быть обозначены и логические связи фрагментов содержания, которые автором в данном случае специально не обозначены. Структурно-логическая схема, данная в учебнике до изучения темы, не включает также обозначение уровней усвоения различных элементов знаний, что, в нашем понимании, могло бы соответствовать установке на систематизацию знаний. Иерархическая градация видов знаний дана графическими средствами в основном тексте, а также средствами пространственного расположения материала, разного по своей содержательной и функциональной значимости.
Модель В. П. Максаковского включает принципиально новый раздел учебника, который называется «Методические ключи» и служит определенным методическим ориентиром для учителей и учащихся при усвоении темы. «Методические ключи» содержат программу усвоения части содержания разделов учебника. В них также формулируется итоговый уровень усвоения: что учащиеся должны знать в результате изучения темы в виде мировоззренческих идей, научных теорий, концепций, гипотез, а также ключевых понятий и терминов, фактических примеров. В этом разделе содержатся требования к знаниям и умениям, которые закрепляются или формируются при изучении темы. «Методические ключи, — подчеркивает автор, — предназначены и для учителя, и для школьника, который вправе знать, что от него хотят». Эта установка на ориентацию школьников в программе изучения материала как части курса, предварительное ознакомление с итоговыми требованиями к усвоению разных элементов знаний в рамках темы соотносится с нашим пониманием принципа проспектности. В данном случае эту функцию проспектности в модели учебника выполняет такой новый компонент, как «методические ключи».
В учебнике разные элементы знаний: понятия, определения, термины, примеры — очень четко обозначены графическими средствами, выделены и обозримы для учащихся опорные знания, представлен словарь терминов. Все эти средства способствуют систематизации знаний. Положительно, с нашей точки зрения, можно охарактеризовать систематизацию заданий, которые классифицированы по их дидактической значимости: задания для повторения, упражнения для самостоятельной работы, на анализ и обобщение, классификацию и пр. Такая установка, предшествующая выполнению, помогает более осознанному формированию различных способов деятельности у учащихся.
Разработка и обоснование ряда принципов в качестве общих дидактических оснований позволяет сформулировать основания более частного порядка в виде дидактических требований к отбору и структурированию учебного материала в целях систематизации.



Читайте также:

Наше здоровье - как к нему относиться

Нередко мы не относимся к нашему здоровью с должным вниманием. В некотором смысле, наше современное общество стимулирует не слишком внимательное отношение к своему физическому состоянию.

Лучшие подарки на день рождения

Всем известно, что подарки на день рождения нужно подбирать с особой заботой, специально для именинника, и не стоит дарить какую-нибудь безделушку, о которой он вскоре забудет. Так что лучше продумать все заранее.

Анализ крови: так ли это страшно?

Некоторые люди очень боятся сдавать анализы крови. И напрасно! Ведь сейчас уже такая манипуляция производится очень быстро, безболезненно, а результаты вы можете получить в тот же день.




Новое на сайте:

 
Конкурс "Угадай вкус напитка"
Интересный конкурс для детей разных возрастов в котором они будут угадывать напитки....
 
Челлендж 3 Маркера
Увлекательный конкурс "3 Маркера", который подойдет для дома, детского сада, школы или летнего лагеря....
 
Трек Hot Wheels и машинки
Распаковка и игра с машинками на треке Хот Вилс с элементами образования....
 
Play Doh - учим транспорт и цвета
Выдавливаем транспорт из пластилина ПлейДо с помощью формочек. Видео для детей....
 
Вредные детки кушают волшебные конфеты M&M;'s
Как вредные детки кушали конфеты M&M;'s и окрашивались в цвет конфет....

Популярное у нас:

 
Сценарий Дня Рождения
Сценарий праздника дня рождения для детей дошкольного возраста. Мероприятие создано по сказке «Теремок»....
 
Теория обновления крови
Методика "обновления крови" основывается на том, чтом кровь у мужчин обновляется раз в 4 года, у женщин - раз в 3 года. ...
 
Какой должна быть няня?
Няня для любимого вашего чада обязана быть практически идеальной: хорошей, заботливой, трудолюбивой, образованной, аккур...
 
Травка зеленеет
Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей...Прощебечь с дорог...
 
Как сбить температуру у ребенка?
Самую высокую отметку по повышению температуры занимают самые маленькие дети, что и является причиной для обращения за м...


Веселый Челлендж Пирог В Лицо. Что-то пошло не так ...


Конкурс Угадай Вкус Напитка


Веселый Челлендж 3 Маркера. Двойняшки выбирают фломастеры.