Что умеет новорожденный?

Рубрика: Уход за младенцем | Просмотров: 9772


Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть такими по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный мед наукой, и того меньше: он составляет, согласно указаниям Глобальной организации здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще поточнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от мамы. Понятно, что новорожденные очень различаются друг от друга, и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности.

Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком, фактически, новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо меж здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция большого размера. Потому договоримся сходу: предметом нашего обсуждения станет конкретно здоровый, родившийся в срок новорожденный. С учетом того, что в 1-ые дни жизни совсем активно совершенствуются навыки и умения малыша и разница меж 1 -м и 28-м днем новорожденности велика, уместно выделить, что из нашего рассказа вы узнаете о самых первых днях жизни младенца.

Стартовая оценка умений, а соответ­ственно — и состояния здоровья ново­рожденного, проводится мед работниками конкретно в родиль­ном зале. Результат данной оценки каждый роди­тель сумеет найти в документах, приобретенных при выписке из роддома, где прочтет, к примеру: «родился 8—9 бал­лов по Апгар». Не все знают, кто таковой либо что такое «Апгар», почти все убеждены в том, что это некоторая аббревиатура, и неудачно пробуют её расшифровать. Поясним: Апгар — это фамилия с ударением на первой букве «А». Принадлежит эта фамилия даме, южноамериканскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соот­ветствии с которой 5 главных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а конкретно сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи, оце­ниваются по трехбалльной системе — по­лучают 0, 1 либо 2 балла. Так в сумме и на­бирается максимум 10.

Однако оценивать по шкале Апгар — это дело людей в белых халатиках. А рядовому среднему родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на домашний совет. Имеем новорожденного. Врачи произнесли, что все в порядке. Однако гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручон­ками машет странноватым образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вер­тит и вообщем кричит... Столпившиеся у кровати родственники выдвигают самые различные и совсем не утешительные версии, повергающие в угнетение юных родителей и никак не способствующие обычной лактации у мамы.

С учетом вышеописанной и совсем ти­пичной ситуации попытаемся поведать о том, как все-же должно быть, ибо самый надежный метод избежать стрессов — впору получить информацию. Есть и 2-ой метод — попросить родствен­ников воздерживаться от комментариев, чтобы ненадобные стрессы не создавать, однако в рамках отечественной ментальности это задачка фактически мистическая.

Начнем с органов эмоций. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы этих органов врач осмотр малыша кончает, однако конкретно это тревожит родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.

Зрение. И глазной нерв, и мускулы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного вполне не сформированы. Дитя чувствует только сам свет как такой, т.е. различает день от ночи, однако понять, что перед ним размахивает руками конкретно бабушка, — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мускул сформировывает физиологическое (т.е. совсем обычное для периода новорож­денности) косоглазие.

Специфика новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами около глаза — не мигает, а вот на броский и внезапный пу­чок света — реагирует.

Слух. Сходу опосля рождения он нес­колько снижен (полость уха заполняется воздухом равномерно), однако к тому моменту, как малыш окажется дома, он слышит практически как взрослые. Однако не соображает и потому не реагирует. Если же звук довольно громкий — вздрагивает, при всем этом может изменяться глубина и часто­та дыхания, реагируют мимические мускулы лица. Однако младенец частенько успокаивается, услышав мамин глас.

Чутье — чувство, которое существенно развито у детей с первых дней жизни, ведь конкретно благодаря чутью малыш может отличить маму от остальных родственников и знакомых, ощущая запах молока. На резкие запахи он очевидно реагирует (обычно, конфигурацией частоты дыхания либо беспокойством), однако отличить одеколон папы от духов матери не в состоянии.

Вкус. Вот с сиим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе: малыш облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горьковатое не любит. Прекращает сосать, кривится, рыдает.

Так как вкус и чутье развиты совсем даже неплохо, то полностью возможны (и это нужно непременно учесть) отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мама.

Осязание. Развито отлично, однако неравномерно, так как неравномерно распределены нервные окончания. Прикосно­вения к лицу и конечностям младенец принимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует на их полностью цивилизованно — рыдает от прохладного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами эмоций мы разобрались. Сейчас понемножку обо всем остальном, не менее принципиальном.

Кожа. Отлично снабжается кровью, самые маленькие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, очевидно). Значительно недоразвиты потовые железы. С этими 2-мя факторами связана значимая чувствитель­ность к повреждающим факторам, в особенности к перегреву. Однако есть и заметный плюс — совсем высочайшая восстановительная способность: заживает все совсем скоро — естественно, в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Мускулы. Специфичная изюминка — повышение мышечного тонуса, однако сами мускулы недоразвиты, в особенности мускулы конечностей. Ну и общественная мышечная масса заметно различается от взрослого человека и составляет всего 22— 25% от веса тела, тогда как у папы с матерью — не менее 40%.

Дыхательная система. Легочное дыхание, как понятно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется средством так называемого плацентар­ного кровообращения. Сразу же опосля рождения ребенок делает 1-ый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом: малыш начинает дышать по-человечески. Принципиальная изюминка новорожденного — узость и носо­вых ходов, и горла, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки совсем нежные и активно снабжаются кровью. Слизистые оболочки верхних ды­хательных путей просто разрушить, ковыряя в носу, просто пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узенькие, неред­ко появляются трудности, когда слизь на­капливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уже никак. Знать это важ­но конкретно поэтому, что малыш, очевидно, может дышать по-человечески (т.е. носом и без хрюканья), однако лишь в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб впору проветрить детскую комнату.

Обычная частота дыхания для но­ворожденного колеблется в пределах 40—60 дыхательных движений в минутку.

Сердечно-сосудистая система. Сразу же опосля рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов значительно меняется. Наполняются кровью легкие, перестают работать и закрываются некие со­суды и отверстия в сердечко (через их у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердечко новорожденного — один из самых здоровых органов, оно очень устойчиво и к перегрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минутку, и колебания эти происходят постоянно — фактически хоть какое наружное действие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения. Ребенок рождается с совсем отлично развитыми жевательными мускулами и относительно огромным языком. Это делает вероятным долгое и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые, и самой слюны незначительно. Органы пищеварения растут совсем скоро. Так, в 1-ый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через недельку — уже 50 мл, а к концу пери­ода новорожденности — больше сто. Так как организм малыша ориентиро­ван на молоко, то ферменты желудка и ки­шечника по высококачественному и количествен­ному составу предусмотрены для удачного переваривания конкретно молока. В 1-ые 10—20 часов жизни кишечный тракт фактически стерилен, однако он совсем скоро заполняется бактериями. Размножающиеся в кишечном тракте бактерии изменяют внешний облик кала: сначала он корич­невый, потом зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть маленькое количество мочи. В 1-ые 3 дня жизни моче­испускания относительно редки — 4—5 раз в день. Это полностью нормально. Однако их количество стремительно растет и на 2-ой недельке жизни составляет от 15 до 25 раз. Размер мочевого пузыря у новорож­денного от 50 до 80 мл, однако накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет: 10— 15 мл «собралось» — и довольно — пора поменять пеленки. Что все-таки касается самих почек, то они хотя и способны полностью удачно делать свои функции, однако к мо­менту рождения недоразвиты. В связи с сиим свойства мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание бел­ка) отличны от норм взрослого человека.

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей. Это, пожалуй, конкретно та система организма, что претерпевает самые огромные конфигурации конкретно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — изменяются постоянно. Мышечный тонус больше выражен конкретно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некие признаки, абсолют­но ненормальные для взрослых, полностью естественны для новорожденных. Так, к примеру, дрожание мускул конечнос­тей (так называемый тремор) совсем нежелателен для разволновавшихся бабушек, однако для новорожденного — это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог описывает при помощи молоточка) у новорожденного не постоянны, разве что коленный определяется фактически постоянно и у всех.

Однако есть и совсем особенные рефлексы; их так и называют — «физиоло­гические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, однако по мере того как мозг «созревает», они угасают и к 4 — 5 месяцам исчезают. Эти рефлексы хоть какой родитель может найти у собственного малыша без помощи других.

Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладошки малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и крепко держится. Так крепко, что малыша нетрудно поднять над поверхностью стола.

Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам либо бедрам. Состоит рефлекс из 2-ух фаз. В первой ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во 2-ой фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания. Если малыша уложить на живот и ладошки взрос­лого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если незначительно наклонить его вперед, появляются движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами перечень не ограничивается, однако для родительских экспериментов приведенный список полностью достаточен.

Все изложенное дозволяет нам составить полностью определенное впечатление об умениях новорожденного. Малыш, хотя и кажется слабеньким и немощным, на самом деле умеет совсем много.

Основное его умение — способность различать не плохое от отвратительного и докладывать об этом родственникам. Он может рыдать и звать на помощь, когда голоден, когда ис­пытывает дискомфорт, когда болит что-то; успокаиваться и вести себя полностью прилично, когда все его устраивает. Он умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, различать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горьковатого, мягкое от твердого — не так уж и не достаточно для челове­ка, возраст которого определяется днями.



Евгений Комаровский Педиатр, к.м.н.
Журнал "9 месяцев"



Читайте также:

74 совета по уходу за новорожденным

1. 1-ые гигиенические мероприятия проводятся еще в роддоме сходу опосля родов. Акушерка делает так называемый туалет новорожденного. Она обрабатывает пуповину ребенку; для профилактики воспалительных болезней глаз закапывает новорожденному в глаза раствор сульфацил-натрия; стерильной салфеткой очищает тело малыша от первородной смазки и крови, которая бывает во время родов. Потом акушерка пеленает малыша и уносит его в кровать.

Надо ли пеленать младенца?

Новорожденные не могут координировать движения, резко дергают ручками и ножками. Эти специальные движения называют «вскидываниями». Ребёнок во время «вскидываний» пугается при всяком движении собственных рук и ног и успокаивается, если его придавить к теплому телу взрослого либо хотя бы придержать болтающиеся ручки либо ножки собственной рукой.

Азы ухода за крохой

Новорожденный младенец — существо зависимое. Его жизнь и здоровье целиком принадлежат маме. Потому подтверждения любви необходимы малышу круглые день.




Новое на сайте:

 
Трек Hot Wheels и машинки
Распаковка и игра с машинками на треке Хот Вилс с элементами образования....
 
Play Doh - учим транспорт и цвета
Выдавливаем транспорт из пластилина ПлейДо с помощью формочек. Видео для детей....
 
Вредные детки кушают волшебные конфеты M&M's
Как вредные детки кушали конфеты M&M's и окрашивались в цвет конфет....
 
Play Doh - учим цвета с детской модой
Обучающее видео для детей. Изучаем цвета, выдавливаем формочками из пластилина Плей До детскую одежду....
 
Детская кухня: готовим тортик из игрушечных продуктов
Готовим тортик из игрушечных продуктов. Детская кухня, играем вместе....

Популярное у нас:

 
Сценарий Дня Рождения
Сценарий праздника дня рождения для детей дошкольного возраста. Мероприятие создано по сказке «Теремок»....
 
Какой должна быть няня?
Няня для любимого вашего чада обязана быть практически идеальной: хорошей, заботливой, трудолюбивой, образованной, аккур...
 
Теория обновления крови
Методика "обновления крови" основывается на том, чтом кровь у мужчин обновляется раз в 4 года, у женщин - раз в 3 года. ...
 
Травка зеленеет
Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей...Прощебечь с дорог...
 
Как сбить температуру у ребенка?
Самую высокую отметку по повышению температуры занимают самые маленькие дети, что и является причиной для обращения за м...