Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?
Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.
Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему новому;
любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:
он очень энергичен и все время хочет двигаться;
он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
кажется, что он никогда всерьез не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
У вашего ребенка литературное дарование, если он:
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.
Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.
А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона", чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей "нестандартного" ребенка и понимать его проблемы.
КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком
Понять ребенка и осознать его неординарность.
Не игнорировать всю уникальность его данных.
Не восторгаться им сверх меры.
Не превращать всю жизнь ребенка в "скачки" для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
Создать условия для "поощрения" таланта.
Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
Учить терпению и поощрять за все старания.
Тактично, деликатно помогать ему.
Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
Учить владеть эмоциями.
Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
Не возвышать его над остальными детьми в семье.
Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.
Учитывать его индивидуальность.
Все время ободрять его.
Тактично обращаться с ним.
Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
Считать себя самым счастливым из родителей.
Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком
Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.
Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.
Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
Не помогать решать проблемы с воспитателями.
Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
Драматизировать все неудачи.
Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.
В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.
30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии
1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.
7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.
9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.
11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
14. Я регулярно читаю ребенку.
15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.
28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.
Итак, сколько ответов у вас получилось?
Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".
Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни. Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой...
По материалам сайта: http://www.mamashka.com.ua/content/view/409/304/
О талантах ребенка: как их распознать?
Читайте также:
Готовим к отцовству с рождения. Кто такой детский андролог, и как подготовить ребенка к его осмотру?
Общеизвестный факт: девочки и женщины раз в год должны посещать гинеколога. Но даже не смотря на то, что все знают про необходимость посещать гинеколога (равно как и стоматолога) регулярно, мало кто действительно это делает.
Зачем и что читать малышу вслух?
Давно ли вы читали своему ребенку книжку вслух? Уверен, что далеко не каждый родитель может ответить, что происходило это сегодня или вчера. Нам мешает недостаток времени, и мы усаживаем чадо перед телевизором с мультиками или (в более старшем возрасте) за компьютер с очередной стрелялкой. Свои проблемы мы прячем за мнением, что ребенок еще мал, пусть немного подрастет, а уж тогда... Кое-кто даже удивляется, зачем в наш век телекоммуникаций вообще читать вслух?
Разнообразная жестикуляция младенца – залог богатого словарного запаса в будущем
Результаты исследования, проведенного группой американских педиатров из Университета Чикаго, позволяют утверждать, что богатая и разнообразная жестикуляция младенца является признаком того, что в старшем возрасте он сможет похвастаться богатым словарным запасом. Вместе с тем, не смотря на то, что детская жестикуляция ассоциировалась с высоким уровнем дохода и образования родителей ребенка, авторы работы не спешат выдвигать гипотезу о том, что дети из семей с низким социально-экономическим положением с большой долей вероятности будут обладать ограниченным словарным запасом.
Читайте также:
Готовим к отцовству с рождения. Кто такой детский андролог, и как подготовить ребенка к его осмотру?
Общеизвестный факт: девочки и женщины раз в год должны посещать гинеколога. Но даже не смотря на то, что все знают про необходимость посещать гинеколога (равно как и стоматолога) регулярно, мало кто действительно это делает.
Зачем и что читать малышу вслух?
Давно ли вы читали своему ребенку книжку вслух? Уверен, что далеко не каждый родитель может ответить, что происходило это сегодня или вчера. Нам мешает недостаток времени, и мы усаживаем чадо перед телевизором с мультиками или (в более старшем возрасте) за компьютер с очередной стрелялкой. Свои проблемы мы прячем за мнением, что ребенок еще мал, пусть немного подрастет, а уж тогда... Кое-кто даже удивляется, зачем в наш век телекоммуникаций вообще читать вслух?
Разнообразная жестикуляция младенца – залог богатого словарного запаса в будущем
Результаты исследования, проведенного группой американских педиатров из Университета Чикаго, позволяют утверждать, что богатая и разнообразная жестикуляция младенца является признаком того, что в старшем возрасте он сможет похвастаться богатым словарным запасом. Вместе с тем, не смотря на то, что детская жестикуляция ассоциировалась с высоким уровнем дохода и образования родителей ребенка, авторы работы не спешат выдвигать гипотезу о том, что дети из семей с низким социально-экономическим положением с большой долей вероятности будут обладать ограниченным словарным запасом.