Разговаривайте с младенцами, они все понимают

Рубрика: Развитие ребенка | Просмотров: 742


Если наличие чувствительности к физической боли у младенцев сейчас признали и мало кто в этом сомневается, то в праве на эмоции и чувства младенцам часто отказывают. Многие люди считают, что с ребенком не надо разговаривать, не надо ничего ему объяснять, так как он все равно «ничего не понимает».

Большинство родителей в наши дни не согласятся на операцию своему ребенку без анестезии, но о состоянии психики ребенка стоит позаботиться и в более простых ситуациях. Если делать анализы и прививки, массаж и другие процедуры и осмотры, не объясняя ребенку что и зачем ему делают, и не поддерживая его в его переживаниях, то реакция ребенка может быть очень острой. Заботясь о теле ребенка, часто забывают о его психике, чувствах, личности, наконец. Такое игнорирование сказывается на состоянии ребенка и его развитии и может приводить к серьезным последствиям:

- Отказ от груди. Что же происходит, если стресс оказался слишком сильным и ребенок с ним не справляется?
Малыш может не брать грудь совсем и кричать при попытке приложить его, может сосать только во сне, а в остальное время отказываться, может перестать успокаиваться у мамы на руках, и предпочитать других родственников или кроватку.

- Боязнь любых врачей и процедур, причем и во взрослом возрасте тоже. Наверняка у каждого из нас есть знакомые взрослые, которые, к примеру, панически боятся стоматологов и предпочтут остаться совсем без зубов, чем вовремя пойти и вылечить простой кариес.

- Недоверие к миру в целом — постоянное ожидание нападения, подвоха, нечувствительность к переживаниям других людей и глухота к собственным чувствам. Если право на чувства у ребенка отнимают ("Ну чего ты плачешь, ведь не больно же!"), то он учится сам в себе их не признавать и это выливается в тревожность, неврозы, зависимости, проблемы с самооценкой.


Как же быть родителям?

1. Во-первых помнить, что детская поликлиника — это организация, оказывающая вам услуги, поэтому вы вправе пользоваться этими услугами в таком объеме, в каком это нужно вам и вашему ребенку.

2. Перед тем, как проводить какую-то процедуру, делать анализ, особенно если они болезненные и инвазивные — узнайте, как они проводятся, что ребенку будут делать, и поймите для себя, зачем сейчас нужна эта манипуляция, а если это анализ — то что вы будете делать с его результатами дальше.
Заранее предупреждать ребенка, что, как и зачем ему будут делать.

3. Если ребенок не совсем крошечный, то часто помогает "поиграть" с ним в предстоящую процедуру.

4. Младенцу, даже нескольких дней от роду, тоже важно все объяснять. Он не может ответить словами, и поэтому многим часто кажется, что и понять слова он тоже не в состоянии. Но исследования показали, что это совсем не так! В книге Д. Чемберлена "Разум вашего новорожденного ребенка" описан такой эксперимент: "в 1978 году Французские ученые доказали, что новорожденные могут выделять голос матери из множества других голосов. Они также отдавали предпочтение голосу их собственной матери, немедленно изменяя скорость сосания, как только слышали ее голос.

5. В книге К. Эльячефф "Затаенная боль" описаны множество случаев, когда дети первых месяцев жизни с психосоматическими заболеваниями выздоравливали после сеансов психотерапии, когда терапевт просто разговаривал с ними.

6. Многие родители замечают, что ребенок понимает обращенную к нему речь, но часто не верят своим ощущениям, говорят "Надо же! Как будто понимает!" — а он на самом деле понимает!

7. По возможности делать манипуляции у мамы на руках — так ребенок спокойнее отнесется к чужим прикосновениям. Если предстоит какая-то острая, но кратковременная боль (анализ крови, укол), то лучше если ребенок в это время не будет сосать грудь, чтобы боль не ассоциировалась с сосанием. Но как только все закончилось, ребенка нужно тут же приложить к груди

8. Во время процедуры врач должен говорить о том, что он сейчас собирается сделать и предупреждать, какие ощущения могут быть у пациента, но если врач по какой-то причине этого не делает, то эту роль может взять на себя мама.

9. Если ребенка все же забирают от мамы, то после процедуры или осмотра — сразу взять на руки, успокоить, дать грудь. Имеет смысл заранее продумать, что поможет вашему ребенку быстрее утешиться после неприятных переживаний, особенно если он уже не грудной, то взять с собой что-то интересное и приятное для него.

10. После процедуры поговорить с ребенком о ней ещё раз, если плачет — отражать его чувства. Если родители пытаются убедить ребенка, что его боль и переживания — это ерунда и несерьезно, то он учится не делиться с ними своими проблемами — все равно не поймут. Вряд ли это то, чего вы хотите.

11. Если получилось так, что предупредить ребенка не успели, то обязательно проговорить ситуацию потом, объяснить, что это было необходимо, что его не хотели обидеть или назло сделать больно.

12. Стараться разносить во времени возможные стрессы: часто бывает, что ребенок отказывается от груди не из-за массажа или анализа крови как такового, а из-за того, что за одну неделю его посмотрели 4 врача, параллельно ему делали массаж, взяли анализ крови, сделали прививку, а ещё и инструктор по плаванию пришел. Получается слишком большая нагрузка на нервную систему.


Как было бы здорово, если бы и родители, и специалисты не забывали, что рождается на свет человек, а не пациент! Что ребенок состоит не только из крови и плоти, но и способен чувствовать и переживать происходящее не менее остро, чем взрослые. Но он пока ещё не может сам себя защитить, для этого у него есть родители, которые ответственны за происходящее с ребенком и вправе оберегать его, и заботиться о его физическом и психическом здоровье.





По материалам сайта: http://www.perinatal.org.ua/



Читайте также:

Первые шаги независимой жизни

Не существует единственного безошибочного рецепта, как сделать детей самостоятельными. Ты должна учитывать особенности характера и возможности своего ребенка.

Вкусный пальчик

Большинство родителей пугают вредные привычки детей. Даже невинное сосание пальчика они расценивают как серьезную болезнь.
Однако можно ли считать болезнью отсутствие внимания со стороны родителей? Ведь именно оно служит причиной появления вредных привычек у ребенка.

Учимся писать

У детей, которые идут в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы запястья, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части руки, которой пишут. Сложности в письме связаны, прежде всего, с неподготовленностью ребенка к этой деятельности.




Новое на сайте:

 
Как организовать празднование дня рождения ребенка
Многие родители нередко задумываются над тем, как устроить празднование именин ребенка так, чтобы он стал незабываемым д...
 
Свинки дяди Пинки
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)СВИНКИ ДЯДИ ПИНКИ(Обязательное пояснение: сказка в стихах о том, как свинки-путешественн...
 
Квакушины уши
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)КВАКУШИНЫ УШИ(Обязательное пояснение. Сказка в стихах о том, как уши ушли от грязнули Кв...
 
Мармеладки
Автор: Кирилл Авдеенко (г. Киев)МАРМЕЛАДКИ(Обязательное пояснение: сказка в стихах о том, как мармеладки проучили воришк...
 
Письмо от Злюки с острова Бабуку
(Обязательное пояснение. Вчера вечером у меня дома раздался телефонный звонок. «Это Кирилл Авдеенко?» - cпросил издалёка...

Популярное у нас:

 
Сценарий Дня Рождения
Сценарий праздника дня рождения для детей дошкольного возраста. Мероприятие создано по сказке «Теремок»....
 
Как сбить температуру у ребенка?
Самую высокую отметку по повышению температуры занимают самые маленькие дети, что и является причиной для обращения за м...
 
Сценарий на 23 февраля
Это внеклассное мероприятие проводится с детьми младших классов....
 
Песенный сценарий ко дню учителя
Данный сценарий праздника проводится ко дню учителя...
 
Поле чудес
Праздник для выпускного вечера в детском саду....