Мало кто из родителей задумывается о том, что испытывает их малыш в первые дни своей жизни. Какие изменения происходят в организме новорожденного, после того, как он появился на свет. А между тем в организме новорожденного, после того, как отрезается пуповина происходят кардинальные изменения всех процессов жизни-деятельности, очень сложные, готовящие ребенка к самостоятельной жизни вне материнского организма.
Итак: развитие новорожденного и его адаптация – это функциональное состояние ребёнка в первые минуты и дни жизни, которое характеризуется развитием реакций приспособления систем организма к изменившимся условиям окружающей среды и обеспечивающих его жизнедеятельность вне организма матери. С момента рождения и перевязки пуповины прекращается связь ребёнка с матерью, поэтому включаются системы жизненного самообеспечения организма ребенка. Он вступает в период новорождённости, который ограничивается первыми 28 днями жизни.
Тотчас после рождения интенсивность фетоплацентарного кровотока уменьшается. Сокращается просвет пупочных артерий, кровоток в них прекращается. Одновременно по пупочной вене продолжается плацентарная трансфузия — переход крови из плаценты в тело ребёнка. После пережатия пуповины связь кровеносных систем матери и ребенка разрывается, в системе большого круга кровообращения происходит повышение давления вследствие выключения плацентарного русла.
Одновременно с началом самостоятельного лёгочного дыхания рефлекторно снимается спазм лёгочных артериол, этому и сопутствует первый крик малыша, падает давление в сосудах малого круга, кровоток через лёгкие увеличивается в 5—10 раз по сравнению с внутриутробным периодом. Это, в свою очередь, способствует увеличению возврата крови в левое предсердие, где так же, как и в аорте, повышается давление. Более высокое давление в левой половине сердца приводит к захлопыванию заслонки овального отверстия. Функциональное закрытие овального отверстия осуществляется за несколько часов. Закрытие артериального (боталлова) протока происходит к 2—3 месяцам вследствие сужения его просвета. Максимальные величины артериального давления и частота сердечных сокращений наблюдаются у ребёнка в первые 15 минут жизни. В течение первых суток эти показатели значительно уменьшаются, затем постепенно повышаются к 7— 10-му дню. С первым вдохом начинает функционировать дыхательная система. В период адаптации новорожденного ребенка изменяется кровоснабжение печени, начинает функционировать желудочно-кишечный тракт — выделяет первородный кал (меконий), включаются механизмы терморегуляции, обеспечивающие самостоятельное существование организма в окружающей среде. В этот период происходит стабилизация обменных процессов.
С изменением параметров окружающей среды при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной, от плацентарного обмена веществ к самостоятельному метаболизму в новой среде обитания у новорождённых появляется способность к обеспечению гомеостаза, т.е. относительного динамического постоянства внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) и устойчивости физиологических функций (обмена веществ, терморегуляции, дыхания, кровообращения, пищеварения и др.) Гомеостаз- это такое состояние , при котором все важнейшие процессы находятся в динамическом равновесии и наибольшей устойчивости к различным воздействиям. В первые часы после рождения наблюдается так называемый физиологический ацидоз, являющийся следствием внутриутробного ацидоза, обусловленного накоплением значительного количества недоокисленных продуктов в период внутриутробного развития. Начинается быстрое падение уровня глюкозы в крови ребёнка (наименьшая её концентрация определяется через 2—З часа после рождения, а затем в течение 4—6 ч уровень глюкозы выравнивается).
Энергетические затраты новорождённого обеспечиваются прежде всего за счёт расщепления нейтральных жиров, в достаточном количестве содержащихся в подкожно-жировом слое. При рождении концентрация липидов в крови новорожденного значительно ниже, чем у матери. Однако сразу же после рождения концентрация свободных жирных кислот, которые используются в качестве источника энергии, быстро возрастает. В связи с функциональной незрелостью печени развивается физиологическая желтуха.
С первых минут после рождения начинается перераспределение внеклеточной жидкости в связи с тем, что ребёнок теряет значительное количество жидкости с калом, мочой и выдыхаемым воздухом. Считают, что первичная убыль массы новорождённого зависит главным образом от потери воды.
В первые дни жизни новорождённого происходит физиологическая, инволюция коры надпочечников, не сопровождающаяся клиническими симптомами надпочечниковой недостаточности. Отмеченные во время периода адаптации к внеутробной жизни сдвиги учитываются при обосновании санитарно-гигиенического режима для новорождённых, а также именно изменения , происходящие в организме ребенка в этот период определяют режимы вскармливания и ухода за ними, учитываются при раннем выявлении патологических состояний.
Автор: Иванова Мария
По материалам сайта: http://www.eka-mama.ru
Развитие новорожденного. Адаптация новорожденного ребенка в первый месяц после рождения
Читайте также:
Кризис одного года
Это серьезное испытание для родителей. Малыш, который недавно был таким послушным, становится капризным и упрямым. Он начинает активно проявлять себя и упорно отстаивать свое «Я».
Татьяна Поляк, психолог.
Индивидуальность и развитие речи: «молчуны» и «говорушки»
Ребёнок мочал. Он не произнёс за свои четыре года ни единого слова.
Родители отчаялись. Все походы по логопедам, психоневрологам и прочим специалистам были безрезультатны. Однажды за завтраком малыш вдруг громко и чётко заявил: «Каша пересоленная!».
Мама упала в обморок, а отец взвыл: «Сынок, что ж ты раньше-то молчал!?»
На что сын невозмутимо ответил: «Ну, так, прецедентов не было…».
Соска-пустышка: «За» и «Против»
После рождения малыша каждая мамочка пытается найти ответы на тысячи вопросов, связанных с развитием и воспитанием своего крохи. Давайте попробуем разобраться в одном из них: «Нужна ли ребенку пустышка?» Рассмотрим позицию «Против» и позицию «За».
Читайте также:
Кризис одного года
Это серьезное испытание для родителей. Малыш, который недавно был таким послушным, становится капризным и упрямым. Он начинает активно проявлять себя и упорно отстаивать свое «Я».
Татьяна Поляк, психолог.
Татьяна Поляк, психолог.
Индивидуальность и развитие речи: «молчуны» и «говорушки»
Ребёнок мочал. Он не произнёс за свои четыре года ни единого слова.
Родители отчаялись. Все походы по логопедам, психоневрологам и прочим специалистам были безрезультатны. Однажды за завтраком малыш вдруг громко и чётко заявил: «Каша пересоленная!».
Мама упала в обморок, а отец взвыл: «Сынок, что ж ты раньше-то молчал!?»
На что сын невозмутимо ответил: «Ну, так, прецедентов не было…».
Родители отчаялись. Все походы по логопедам, психоневрологам и прочим специалистам были безрезультатны. Однажды за завтраком малыш вдруг громко и чётко заявил: «Каша пересоленная!».
Мама упала в обморок, а отец взвыл: «Сынок, что ж ты раньше-то молчал!?»
На что сын невозмутимо ответил: «Ну, так, прецедентов не было…».
Соска-пустышка: «За» и «Против»
После рождения малыша каждая мамочка пытается найти ответы на тысячи вопросов, связанных с развитием и воспитанием своего крохи. Давайте попробуем разобраться в одном из них: «Нужна ли ребенку пустышка?» Рассмотрим позицию «Против» и позицию «За».