Развитие речи у ребенка является одной из самых распространенных тем среди родителей. Как считает большинство, развитие речи - самый точный показатель умственного развития детей. Это не всегда так.
Очень часто двухлетний малыш, имеющий в своем арсенале всего несколько слов, прекрасно понимает окружающих его людей, отлично справляется с выполнением различных просьб и с удовольствием слушает, как читают ему сказки родители. Для того чтобы понять есть ли повод для волнений в подобных случаях, нужно разобраться с двумя аспектами речевого развития.
Любой ребенок для того, чтобы удовлетворять свои потребности использует активную и пассивную лексику. Основной составляющей пассивной лексики считаются слова понятные ребенку. О развитии пассивной лексики у двухлетнего ребенка свидетельствует понимание обращенной к нему речи и выполнение простых просьб.
К словам активной лексики относятся те, которые малыш произносит сам, и которые помогают ему выражать мысли и чувства. Активная лексика растет вместе с вашим ребенком.
Большинство малышей начинают радовать родителей своими первыми словами, достигнув возраста 12-14 месяцев. Подготовкой к этому служит любая звуковая активность. Раньше всего она начинает проявляться в крике.
Существует четыре основные причины крика младенца: голод, холод, дискомфорт (связанный, чаще всего, с необходимостью смены белья), болезнь. Ребенок перестает кричать, как только устраняются причины.
При нормальном здоровье и хорошем уходе, у вашего малыша уже на третьем месяце жизни появятся новые звуки - гуление. Гулением ребенок чаще всего выражает удивление или радость. Очень часто яркое выражение эмоций у малыша проявляется, когда с ним общаются, задают ему вопросы, смеются его движениям.
Именно поэтому заниматься развитием речи необходимо с самого рождения. Важно общаться с ребенком во время кормления, смене белья, когда он просто лежит в своей кроватке. Немаловажную роль играют сказки и колыбельные на ночь. Именно с этого начинается восприятие ребенком человеческой речи.
Ближе к полугоду своей жизни малыш начинает лепетать, выговаривая при этом все больше и больше звуков. С этого момента начинается подражание взрослой речи. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги: ма-ма, па-па, да-да и т. п. Эти сочетания в свою очередь образуют первые слова. В этот период жизни очень важны разговоры с ребенком, повторение сказанных им звуков. Нужно связать лепет с определенными предметами и наполнять его содержанием, что в скором времени поможет ему понимать окружающую действительность. Дети всегда в восторге от разговоров с взрослыми. Они очень быстро учатся воспринимать их речь и повторять некоторые звуки.
Примерно с шести месяцев дети учатся понимать речь родителей и пытаются отвечать на нее действием. Они пытаются подойти, когда их зовут, махают ручкой при прощании, находят и приносят различные предметы.
В год дети пытаются сообщать взрослым о своих нуждах, например, произнося «а-а», когда хотят на горшок или «бах» при падении игрушки. Всегда дают понять звуками, что их интересует в данный момент.
С 12-14 месяцев ребенок начинает произносить первые слова, зачастую это «мама», «папа», «баба» и т. д. На протяжении второго года жизни, при условии, что с ребенком активно разговаривают, непрестанно расширяется его активная речь, словарный запас растет с каждым днем.
Благодаря большей пластичности нервной системы очень часто девочки начинают говорить раньше мальчиков.
Периодом грамматического освоения речи считается возраст от 2-х лет до 3-х лет. Начинается осваивание ребенком грамматики, развивается умение склонять слова по числам и падежам.
С трех лет ребенок прекрасно разговаривает, составляя из слов предложения. Но речь отличается своеобразностью, правильное произношение звуков автоматизировано, но ещё не закреплено. Множество звуков звучат смягченно. Большинство не выговаривает звуки р и л. Часто дети в этот период пропускают трудные звуки, при этом они прекрасно замечают ошибки своих сверстников и с удовольствием поправляют их. Взрослые должны внимательно следить за своей собственной речью, не допуская никакого искажения звуков.
С четырех лет ребенок владеет огромным запасом слов, начинается грамматически верное строение фраз, нормальное произношение звуков. Многие дети этого возраста отлично справляются с усвоением таких сложных звуков как ы, э, х, п. В этом возрасте приближается к норме произношение свистящих. Некоторые дети способны уже произносить шипящие звуки ш, ж, ч, щ, л, р, но чаще всего малыши заменяют их соответствующими твердыми свистящими.
Именно у четырехлетних малышей очень заметны индивидуальные различия формирования произношения. Некоторые дети говорят чисто, правильно произнося все звуки, у других речь недостаточно ясная и отличается неправильным произношением большинства звуков. В этот период крайне важно обращать внимание на речь ребенка, выявлять причины недостаточного владения словами и устранять видимые недостатки.
Речь малыша этого возраста отличается простотой. Отсутствует развернутость в высказываниях. Ребенок ещё не способен самостоятельно описать суть сюжетной картинки. В то же время, хорошая память дает возможность запомнить и воспроизвести небольшое стихотворение, потешку.
На шестом году жизни происходит совершенствование связной, монологической речи. Ребенок способен передавать содержание сказок и мультфильмов. Дети 6-7 лет при поступлении в школу, как правило, хорошо произносят все звуки.
Для ускорения процесса развития речи можно использовать различные игры и упражнения. Среди них стоит отметить пальчиковые игры. Так как хорошо развитая мелкая моторика непосредственно влияет на развитие речевых центров в головном мозге.
Роль общения в развитии личности ребенка сложно переоценить. Благодаря общению усваиваются нормы и правила поведения, познание мира и роли людей в нем, строение всех видов отношений.
По материалам сайта: http://www.minibanda.ru/blog/post-93cfef96-340b-4c6d-b16f-19dac2ac239c/postview.aspx
Слово за словом - учимся говорить
Читайте также:
Когда рождается замкнутость
Соперничество между детьми иногда заканчивается «поражением» одного из них. Постоянно отставая от «конкурента», малыш может смириться со своим положением «в тени» и отказаться от дальнейшей «борьбы». А это вряд ли поможет развитию его личности и формированию характера. Такое психологическое состояние чаще всего проявляется в замкнутости, резких перепадах настроения, склонности к частым болезням.
Как развивать ребенка первого месяца жизни? Осязание
Практически каждая мама убеждена в уникальности своего ребенка. Нам хочется, чтобы малыш был самым красивым, самым умным, самым здоровым, самым-самым… Но при этом большинство мам не подозревают, что заниматься развитием и воспитанием малыша желательно если не в утробе матери, то с самого рождения.
Роль родителей в развитии ребенка
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.
Читайте также:
Когда рождается замкнутость
Соперничество между детьми иногда заканчивается «поражением» одного из них. Постоянно отставая от «конкурента», малыш может смириться со своим положением «в тени» и отказаться от дальнейшей «борьбы». А это вряд ли поможет развитию его личности и формированию характера. Такое психологическое состояние чаще всего проявляется в замкнутости, резких перепадах настроения, склонности к частым болезням.
Как развивать ребенка первого месяца жизни? Осязание
Практически каждая мама убеждена в уникальности своего ребенка. Нам хочется, чтобы малыш был самым красивым, самым умным, самым здоровым, самым-самым… Но при этом большинство мам не подозревают, что заниматься развитием и воспитанием малыша желательно если не в утробе матери, то с самого рождения.
Роль родителей в развитии ребенка
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.