Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении, сидя за партой или рабочим столом. Это отражается на опорно – двигательном аппарате, функционировании многих систем организма, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении мышцы, поддерживающие правильную позу, устают, дыхание становится менее глубоким и легкие недостаточно вентилируются; работа сердца изменяется, происходит застой крови в малом тазу и нижних конечностях. Работоспособность организма и особенно мозга постепенно падает: снижается внимание, увеличивается время мыслительных операций, ослабляется память, ухудшается координация движений. У многих школьников, особенно у девочек, наблюдаются нарушения осанки, а у некоторых – искривление позвоночника (сколиоз) из-за слабости мышц. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров является одной из причин ожирения, отмечаемого почти у каждого 4 – 5 ребенка. К отрицательным проявлениям гипокинезии в комплексе с другими факторами относится снижение сопротивляемости молодого организма простудным, инфекционным и другим заболеваниям. Следует также учесть неблагоприятное влияние на рост и развитие организма ребенка гиподинамии, в частности, длительного сидения во время выполнения домашних заданий и на общеобразовательных уроках в школе.
Длительное значительное ограничение движений резко угнетает нервную систему, ухудшает развитие мышц. При гиподинамии снижается до предельного уровня обмен веществ, задерживается развитие внутренних органов, сердечно – сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, желез внутренней секреции и т. п. В целях преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии необходимо способствовать широкому рациональному применению игр и физических упражнений в промежутках между уроками и выполнением домашних заданий. Чем больше ребенок производит движений в течение дня, тем больше у него образуется новых условно - рефлекторных двигательных актов, ускоряющих овладение новыми движениями трудового и бытового плана.
Двигательная активность детей младшего и среднего школьного возраста постепенно усложняется под воздействием физических упражнений и уроков труда. Двигательная же активность детей старшего школьного возраста в связи с увеличением времени на чтение, занятие искусством, рукоделием, шитьем, вязанием и т. п. уменьшается, особенно у девушек. Вероятно, спад двигательной активности после 13 – 14 лет объясняется наибольшим развитием в этом возраста двигательного анализатора: движения, требующие точности, скорости, хорошей ориентировки в пространстве, хорошо осваиваются подростками.
После занятий в школе необходим активный отдых, занятия физическими упражнениями и играми на открытом воздухе. Это успокаивает и укрепляет нервную систему, снимает напряжение, создает бодрое, жизнерадостное настроение, что содействует повышению работоспособности, успеваемости школьников.
Пренебрежение утренней гигиенической гимнастикой, уроками физической культуры, играми и прогулками на свежем воздухе, занятиями в спортивных секциях приводит к тому, что уже к середине учебной недели ребенок устает и это мешает ему полноценно усваивать новые знания. Некоторые родители не понимают этого и стремятся оградить ребенка от физкультуры, засадить его за пианино, изучение языков, рисование, не дают возможности отправиться школьнику на 1 – 2ч на спортивную площадку, каток, лыжню. Пагубность такой позиции подтверждают результаты исследований ученых. Среди третьеклассников, зачисленных по состоянию здоровья в специальные медицинские группы для занятий физкультурой, 56,1% систематически занимаются музыкой. К восьмому классу количество таких учащихся достигает 60,4%.
Сейчас уже нет нужды доказывать, что физическая культура, которая в нашей стране стала органической частью общей культуры и воспитания подрастающего поколения, необходима абсолютно каждому ребенку. Целенаправленная двигательная активность является залогом нормального физического развития, повышает сопротивляемость организма заболеваниям и работоспособность.
Авторы:
А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола.
Двигательная активность – насущная потребность детского организма
Читайте также:
Ловкость
Ловкость проявляется в способности овладевать новыми движениями и быстро перестраивать их в соответствии с изменением обстановки. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми...
Сила
У детей лучше развиты мышцы туловища, слабее – мышцы конечностей. Поэтому сила разгибателей туловища вначале (с 8 до 9 лет) увеличивается немного, затем под влиянием физических упражнений (с 9 лет) значительно возрастает. В последующий период величина прироста силы мышц постепенно уменьшается...
Быстрота
Особое внимание в физическом воспитании детей и подростков должно быть обращено на совершенствование быстроты. При развитии у детей быстроты решают 2 основные задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений...
Читайте также:
Ловкость
Ловкость проявляется в способности овладевать новыми движениями и быстро перестраивать их в соответствии с изменением обстановки. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми...
Сила
У детей лучше развиты мышцы туловища, слабее – мышцы конечностей. Поэтому сила разгибателей туловища вначале (с 8 до 9 лет) увеличивается немного, затем под влиянием физических упражнений (с 9 лет) значительно возрастает. В последующий период величина прироста силы мышц постепенно уменьшается...
Быстрота
Особое внимание в физическом воспитании детей и подростков должно быть обращено на совершенствование быстроты. При развитии у детей быстроты решают 2 основные задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений...