В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность могут принимать устойчивый характер.
Непременным условием агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют агрессивному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени - «ничегонеделанье» - неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию.
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.
По материалам сайта: http://mamka.ru/10386-agressivnoe-povedenie-detej-i-podrostkov.html
Агрессивное поведение детей и подростков
Читайте также:
Если ребенок застенчив
Психологическая особенность
На приеме у педиатра малыш как будто оглох, он перестал слышать обращенные к нему слова, спрятался за маму, а потом громко заревел. Что бы вы почувствовали в такой ситуации? Наверняка, испытали бы неловкость, стали уговаривать его перестать плакать и ответить на вопросы врача, потом рассердились бы: «Как стыдно, что подумают о нас люди…» Распространенная, но неправильная модель поведения взрослого! Не стоит насильно удерживать ребенка, заставлять его общаться, не стоит злиться и отгораживаться от малыша – тем самым вы только закрепите негативную реакцию. В такой момент лучше приласкать ребенка, отвлечь, взять на руки.
Подростки и ответственность
В данной статье речь пойдет не об ответственности за чистоту в своей комнате, а об уголовной ответственности. Закон в данном случае четко показывает, что несовершеннолетние люди уже достаточно взрослые, чтобы отвечать за свои поступки. Родителям трудных подростков эта информация может пригодиться, ведь 16 лет - самый сложный и взрывной возраст.
Ваш ребенок фанат аниме?
Ну что же, давайте говорить об анимешниках, проще говоря, о любителях японской анимации и японских комиксов-манга. В принципе, это веяние уже можно выделить в особую субкультуру, обладающую своим кодексом, спецификой одежды и сленга, обладающую положительными и негативными сторонами.
Читайте также:
Если ребенок застенчив
Психологическая особенность
На приеме у педиатра малыш как будто оглох, он перестал слышать обращенные к нему слова, спрятался за маму, а потом громко заревел. Что бы вы почувствовали в такой ситуации? Наверняка, испытали бы неловкость, стали уговаривать его перестать плакать и ответить на вопросы врача, потом рассердились бы: «Как стыдно, что подумают о нас люди…» Распространенная, но неправильная модель поведения взрослого! Не стоит насильно удерживать ребенка, заставлять его общаться, не стоит злиться и отгораживаться от малыша – тем самым вы только закрепите негативную реакцию. В такой момент лучше приласкать ребенка, отвлечь, взять на руки.
На приеме у педиатра малыш как будто оглох, он перестал слышать обращенные к нему слова, спрятался за маму, а потом громко заревел. Что бы вы почувствовали в такой ситуации? Наверняка, испытали бы неловкость, стали уговаривать его перестать плакать и ответить на вопросы врача, потом рассердились бы: «Как стыдно, что подумают о нас люди…» Распространенная, но неправильная модель поведения взрослого! Не стоит насильно удерживать ребенка, заставлять его общаться, не стоит злиться и отгораживаться от малыша – тем самым вы только закрепите негативную реакцию. В такой момент лучше приласкать ребенка, отвлечь, взять на руки.
Подростки и ответственность
В данной статье речь пойдет не об ответственности за чистоту в своей комнате, а об уголовной ответственности. Закон в данном случае четко показывает, что несовершеннолетние люди уже достаточно взрослые, чтобы отвечать за свои поступки. Родителям трудных подростков эта информация может пригодиться, ведь 16 лет - самый сложный и взрывной возраст.
Ваш ребенок фанат аниме?
Ну что же, давайте говорить об анимешниках, проще говоря, о любителях японской анимации и японских комиксов-манга. В принципе, это веяние уже можно выделить в особую субкультуру, обладающую своим кодексом, спецификой одежды и сленга, обладающую положительными и негативными сторонами.