Страх, пожалуй, одно из сильнейших чувств, испытываемых в жизни. Все мы чего–то боимся: строгого начальника, увольнения, болезней. Среди этих вполне объяснимых страхов часто присутствуют страхи, которые невозможно обосновать, прибегая к законам логики. Они – богатая пища для психоаналитиков – родом из детства. Укоренившиеся, пустившие прочные ростки в нашем подсознании, мешающие нам жить полноценно и насыщенно. Детство – пора, которая оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Вот почему так важно, чтобы оно было безоблачным, светлым и …бесстрашным.
Каждому возрасту – свой страх
Ребенку свойственно чего–то бояться. Страх ему внушает все непонятное и угрожающее. Вполне объясним испуг годовалого малыша, который услышал громкий звук или увидел незнакомого человека. Дети до года могут бояться незнакомых людей (или родных, которые предстали перед ребенком в необычном виде, например, в форменной одежде), оставаться долго без мамы, эмоционального выяснения отношений между родителями.
В 2–3 года у малыша возникает страх перед врачами, боязнь темноты. В 3–4 года воображение ребенка развивается особенно бурно. Отсюда страхи этого возраста – боязнь Волка, Бармалея, чудовищ, обитающих на страницах книг и переносимых фантазией малыша в реальную жизнь. В 6–7 лет у ребенка имеется сложившаяся картина обустройства мира, поэтому его страхи – более реальны и обоснованы: боязнь смерти, болезни, природных ситуаций и катаклизмов. Эти страхи являются типичными для данных возрастов детей.
Вообще же, если попытаться классифицировать страхи, то можно выделить:
• Навязчивые страхи – те, которые малыш испытывает при определенных обстоятельствах.
• Сверхценные страхи – те, которые когда–то соответствовали конкретной ситуации, но потом вышли из–под контроля.
• Бредовые страхи, причину которых установить невозможно. Их наличие (особенно в совокупности с невротическими симптомами – тиками, навязчивыми движениями, заиканием и проч.) должно насторожить родителей. В этом случае малыша срочно нужно показать не только грамотному психологу, но и неврологу.
Наши дети: мы за них в ответе
К сожалению, многие родители страхи и комплексы неосознанно насаждают у своих детей сами. Начинается все еще в младенческом возрасте. «Не иди – упадешь», «Не бери – уронишь», «Не лезь – обожжешься». Если малыш упрям – он будет идти, брать, лезть и, соответственно, падать, ронять, обжигаться. Если кроха пассивен – подобные предупреждении отобьют у него охоту идти, брать, лезть. Он просто будет бояться это делать. Излишне эмоциональная реакция мамы на падение, ссадину или ушиб также позволит расцвести в душе ребенка боязни самостоятельно предпринимать какие бы то ни было шаги и неуверенности в собственных силах.
Наиболее понятной причиной детских страхов и фобий может стать какой–либо конкретный случай. Например, малыша испугала собака – теперь он боится собак. Он чуть не утонул в море – и теперь панически боится воды.
Толчок для появления страха иногда дает детская фантазия. Благодаря ей, персонаж сказки или фильма может «ожить» и значительно испортить жизнь вашему малышу. Неполадки в семье, частые ссоры родителей (особенно если ребенок становится их свидетелем) заставляют малыша чувствовать свою вину за конфликты и ощущать себя их причиной.
Что делать?
Появление страхов можно предотвратить. Лучшая прививка от каких бы то ни было фобий – спокойная, дружеская и гармоничная обстановка в семье. Запретов должно быть как можно меньше. Так, вместо того, чтобы постоянно одергивать «ползунка», уберите за пределы его досягаемости все опасные предметы, и дружеской улыбкой, теплым словом поощряйте его попытки познать окружающий мир.
Общаясь с малышом 1–3 лет, не играйте в агрессивные игры. Для крохи папа в роли злого медведя и медведь – одно лицо. Увидев доброго папу рычащим и злым (пусть хотя бы и в игре), ребенок, мягко говоря, будет обескуражен. Поэтому не нужно удивляться, когда после подобных забав малыш с ревом бросится от незадачливого родителя искать защиты у мамы. Итак, роли лучше, чем традиционная лошадка для папы пока не придумал никто.
Отдельно стоит поговорить о книгах, кино и мультипликационных фильмах. Само собой разумеется, что пугать расшалившегося ребенка словами: «Сейчас за тобой Бармалей придет» (равно как и «Вызову доктора – он тебе укол сделает») строго запрещается. Ребенок постарше вам просто рассмеется в лицо. У ребенка младшего возраста и со слабой нервной системой подобное высказывание может вызвать приступ панического ужаса.
Вообще, универсального рецепта профилактики страхов дать невозможно: родители сами должны учитывать тип нервной системы, возбудимость, эмоциональность своего ребенка. Тем не менее, один совет можно дать всем: время просмотра малышом телепередач нужно сократить до минимума. Малыш до 5–6 лет не должен видеть сцен насилия и жестокости, катастроф и стихийных бедствий.
Если проявления страха незначительны, с ними можно попробовать бороться самостоятельно. Беседа с малышом на эту тему не всегда эффективна. Настойчивые вопросы «Чего ты боишься?» часто только закрепляют страх. Кроме того, дошкольник иногда стесняется признаться в собственной слабости. Выяснить причину страха поможет наблюдение и ненавязчивые, случайные вопросы.
Когда причина установлена, проиграйте «страшную» ситуацию с любимой игрушкой малыша. Придуманная история обязательно должна иметь счастливый конец. Предложите ребенку сделать свой страх реальным – нарисовать его, а потом – торжественно сжечь. Помните, как бабушки – знахарки «выливают испуг»?
Психологический механизм вашего ритуала имеет ту же природу. Не высмеивайте ребенка, но и не заостряйте внимание на его страхах. Относитесь к фантазиям малыша спокойно, постарайтесь отвлечь его от них, вовлекая его в интересные занятия. На свежем воздухе, в компании сверстников, места монстрам в мыслях малыша не останется, как не должно остаться им места и в дальнейшей жизни вашего крохи.
Ольга Фатеева, педагог–психолог.
По материалам сайта: http://www.mamam-papam.ru
Детские страхи и фобии
Читайте также:
Опытным путём
Наукой можно начать заниматься в любом возрасте.Физика и химия не так сложны, как может показаться, особенно когда речь идет не о зубрежке формул, а о веселых опытах. Попробуйте их провести с детьми, и хорошее настроение вам гарантировано.Помимо этого и вы, и малыши узнаете много нового о, казалось бы, привычных вещах.
Видеоигры и ваш ребенок
Играть или не играть – вот в чем вопрос. Более 90% современных детей играют в видеоигры. Сколько времени ребенок может безопасно проводить за игрой? Что нужно знать об этом виде развлечений?
О самовоспитании и планировании труда школьника
Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.
В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.
Читайте также:
Опытным путём
Наукой можно начать заниматься в любом возрасте.Физика и химия не так сложны, как может показаться, особенно когда речь идет не о зубрежке формул, а о веселых опытах. Попробуйте их провести с детьми, и хорошее настроение вам гарантировано.Помимо этого и вы, и малыши узнаете много нового о, казалось бы, привычных вещах.
Видеоигры и ваш ребенок
Играть или не играть – вот в чем вопрос. Более 90% современных детей играют в видеоигры. Сколько времени ребенок может безопасно проводить за игрой? Что нужно знать об этом виде развлечений?
О самовоспитании и планировании труда школьника
Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.
В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.
В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.