1. Наказание не должно вредить здоровью - не физическому, не психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...
2. Если есть сомнение, что лучше не наказывать - не наказывайте. Даже если поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой "профилактики" и никаких наказаний "на всякий случай"!
3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу невообразимое множество, наказание может быть суровым, но только одно за все сразу, а не по одиночке за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!
Наказание – не за счёт любви! Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было!
Можно отменять наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого... Не мешайте ребёнку быть разным.
4. Срок "давности". Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Оставить. Простить.
Есть риск внушить "маленькому негоднику" мысль о возможной безнаказанности?
Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, ни гнева нашего, а нашего огорчения... При этом понимайте, что ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его. Не может жить в постоянном страхе причинить огорчение. Защищаться от этого страха.
Нельзя наказывать и ругать:
* когда болен, испытывает какие-нибудь недомогания или еще не совсем оправился после болезни - психика особенно уязвима, реакции непредсказуемы;
* когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
* сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) - нужно, по крайней мере, переждать пока утихнет острая боль, но не значит, что немедленно надо бросаться утешать;
* когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;
* когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность - короче во всех случаях, когда что-либо не получается;
* когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам не понятны;
* когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам; когда испытываем желание хотя бы закурить… В этом состоянии гнев всегда лжет.
Автор: В. Леви.
По материалам сайта: «Нестандартный ребёнок».
Наказание. 7 правил для всех
Читайте также:
"Азы" воспитания нетерпеливого ребенка
Как определить, нетерпеливый ребенок или же нет? Вроде посмотришь, все как и у всех: ну плачет периодически, чего-то требует от мамы, не может усидеть на одном месте. Многие скажут: «Все дети такие!». Но есть категория детей, которых можно запросто назвать нетерпеливыми. И родители таких крох узнают об этом явлении еще в роддоме, когда малыш не хочет ни секунды лежать в мокром подгузнике и оповещает о своем недовольстве настойчивым плачем.
Нужно ли учить детей экономить? Правильное отношение к деньгам
«Экономить или нет? Вот в чем вопрос».
Вот так можно перефразировать строки Шекспира, задаваясь вопросом, как приобрести ту или иную покупку, не прибегая к помощи родных, знакомых и банков. Конечно же, стоит экономить. А что даст нам экономия?
Мы все такие разные... Как научить ребенка терпимости
Перед нами одна из групп в обычном детском саду. Всем детям около 5 лет, и в каждом из них есть что-то особенное. Валера – заводила, очень активный мальчик, нередко доставляющий беспокойство воспитателям и другим детям. Маша – тихая девочка, замечательно рисует, но, пожалуй, слишком полненькая. Максим носит очки и не очень любит повышенное внимание.
Читайте также:
"Азы" воспитания нетерпеливого ребенка
Как определить, нетерпеливый ребенок или же нет? Вроде посмотришь, все как и у всех: ну плачет периодически, чего-то требует от мамы, не может усидеть на одном месте. Многие скажут: «Все дети такие!». Но есть категория детей, которых можно запросто назвать нетерпеливыми. И родители таких крох узнают об этом явлении еще в роддоме, когда малыш не хочет ни секунды лежать в мокром подгузнике и оповещает о своем недовольстве настойчивым плачем.
Нужно ли учить детей экономить? Правильное отношение к деньгам
«Экономить или нет? Вот в чем вопрос».
Вот так можно перефразировать строки Шекспира, задаваясь вопросом, как приобрести ту или иную покупку, не прибегая к помощи родных, знакомых и банков. Конечно же, стоит экономить. А что даст нам экономия?
Вот так можно перефразировать строки Шекспира, задаваясь вопросом, как приобрести ту или иную покупку, не прибегая к помощи родных, знакомых и банков. Конечно же, стоит экономить. А что даст нам экономия?
Мы все такие разные... Как научить ребенка терпимости
Перед нами одна из групп в обычном детском саду. Всем детям около 5 лет, и в каждом из них есть что-то особенное. Валера – заводила, очень активный мальчик, нередко доставляющий беспокойство воспитателям и другим детям. Маша – тихая девочка, замечательно рисует, но, пожалуй, слишком полненькая. Максим носит очки и не очень любит повышенное внимание.