Очень многие родители, общаясь со своими маленькими детишками, разговаривают с ними «детскими» словечками, например, «бибика», «ням-ням», «топ-топ», «бяка», «кака», «холёсенький». Употребляя такие слова, вы нарушаете правильное восприятие речи у малыша.
Сразу хотелось бы отметить, что малыши, слыша подобную речь, считают, что так и должно быть, что так и нужно разговаривать. Дети в раннем возрасте запоминают слова, а научившись разговаривать, повторяют ваши слова в точности. Вспомните, вам наверняка приходилось слышать, когда ребенок шести лет, увидев проезжающую машину, говорит: «Мама, посмотри, какая большая бибика!»
Вас ничего не удивляет? Вам не кажется, что в шесть лет малыш должен называть вещи и предметы уже своими именами? Вы думаете, что со временем ребенок сам поймет и осознает, что его речь не совсем правильная?
Да, со временем ребенок сам поймет свои «ошибки», и его речь будет развиваться в нужном направлении. Ваша забота заключается лишь в том, чтобы как можно раньше начинать разговаривать с малышом как со взрослым человеком, сразу называя предметы так, как есть на самом деле, не коверкая слова. Вашему малышу будет намного легче разговаривать, если он сразу будет знать правильное значение слов, а не постепенно переучиваясь. Представляете, как тяжело ребенку, который всегда называл автомобиль «бибика», теперь называть его иначе? Он начинает задавать себе и вам вопросы: «Почему сейчас я должен говорить иначе? Что изменилось?»
Для того чтобы научить малыша говорить правильно, необходимо делать следующее:
1. Самим говорить правильно, не используя «детских» словечек и не коверкая слова.
2. Говорить четко, внятно и с интонацией.
3. Чаще с малышом разговаривать или читать, чтобы он слышал вашу речь.
4. Сделайте яркие карточки, на которых крупными буквами напишите слова. Каждый день произносите новые слова, при этом показывая карточку с этим словом. Так малыш запомнит не только произношение, но и правописание слова.
5. Разговаривая с ребенком, правильно формулируйте предложения.
6. Если ребенок не может выговорить сложное слово, медленно и спокойно повторите его несколько раз.
7. Не заставляйте ребенка, не кричите, если у него не получается выговорить слово или предложение. Учение должно быть в виде игры: весело, легко, забавно, непринужденно.
Пример 1. Если малыш попросит вас прочесть инструкцию по эксплуатации дрели, научную статью в журнале или аннотацию к лекарству, не отказывайтесь, ссылаясь на то, что малышу будет неинтересно. Прочтите предложенный ребенком текст, четко и ясно выговаривая все сложные слова. Малышам интересно слышать новые слова, новое сочетание звуков, произношение. (Кроме сказок детей интересует еще многое другое…)
Пример 2. Вспомните, как ваши дети ведут себя, когда по телевизору начинается реклама. Занимаясь какой-нибудь увлекательной игрой, услышав рекламу, они поворачиваются и внимательно слушают то, о чем говорят. На самом деле им совершенно неинтересно, что там рекламируют – им интересна речь. Ведь слова произносятся четко, громко, а малышу больше ничего и не нужно. В такие моменты ребенку все равно, что рекламируют: стиральный порошок, краску для волос или мебель. Главное, чтобы было весело, красочно и понятно. Они подсознательно запоминают слова, а затем их повторяют. Многие малыши так учатся читать.
Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что учить ребенка правильной речи необходимо с раннего детства, иначе он, привыкнув изъясняться «детскими» словами, будет в дальнейшем сталкиваться с определенными трудностями. Помните: малышу гораздо легче запоминать новые слова, чем менять свою речь.
Татьяна Маркинова
По материалам сайта: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22522/
Как научить малыша правильной речи?
Читайте также:
Почему дети ломают игрушки?
Многие взрослые воспринимают сломанную игрушку как личную обиду: "Не думает о родителях, не бережет вещи, назло все портит". Но прежде чем выносить вердикт "Игрушки забрать, новых не покупать" и оплакивать свою педагогическую несостоятельность, стоит разобраться, почему дети ломают игрушки.
Есть ли у русских сказок тайный смысл?
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?
Социально-личностное развитие детей
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Читайте также:
Почему дети ломают игрушки?
Многие взрослые воспринимают сломанную игрушку как личную обиду: "Не думает о родителях, не бережет вещи, назло все портит". Но прежде чем выносить вердикт "Игрушки забрать, новых не покупать" и оплакивать свою педагогическую несостоятельность, стоит разобраться, почему дети ломают игрушки.
Есть ли у русских сказок тайный смысл?
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?
Социально-личностное развитие детей
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.