В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. Ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, он должен овладеть рядом умений:
• внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
• проявлять уважение к говорящему, не перебивать его, выражать свое отношение к предмету разговора - излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о мнением собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли;
• ориентироваться в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении;
договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
• завершать общение, используя этикетные формулы.
Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Предлагаемые занятия направлены на достижение главной цели - установить партнерские отношения между детьми - и сопутствующих целей - развивать навыки общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя.
Занятие 1. «Как я чувствую мир»
Цель. Учить выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям.
Ход занятия
Воспитатель. Сядьте в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Внимательно слушайте своих собеседников, помните: каждый имеет право на собственную точку зрения.
Воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить (по желанию).
1. Я чувствую себя счастливым, когда...
2. Я обижаюсь, когда...
3. Я злюсь,, когда...
4. Я боюсь, когда...
5. Самое хорошее - это...
6. Самое плохое - это...
7. В дождь я чувствую себя...
8. В снегопад я ощущаю...
9. В солнечный день я ощущаю...
10. Сегодня я чувствую себя...
11. Если бы я был животным, я был бы...
12. Если бы я был птицей, я был бы...
13. Если бы я был растением, я был бы...
14. Если бы я был зданием, я был бы...
15. Если бы я был волшебником, я бы...
16. Если бы мне разрешили, я бы в детском саду...
17. Если бы я оказался в сказке, то я бы был...
18. Когда я представляю себе синий цвет, я думаю о...
19. Когда я представляю себе оранжевый цвет, я думаю о...
20. Когда я представляю себе коричневый цвет, я думаю о...
21. Когда я представляю себе желтый цвет, я думаю о...
22. Когда я представляю себе черный цвет, я думаю о...
23. Когда я представляю себе красный цвет, я думаю о...
24. Когда я представляю себе зеленый цвет, я думаю о...
25. Когда я представляю себе розовый цвет, я думаю о...
Далее детям можно задать вопросы:
1. Было ли трудно высказывать свои мысли?
2. На какой вопрос было сложнее дать ответ?
3. Над каким вопросом вы раньше не задумывались?
4. Что нового вы узнали о ком-то из ребят?
5. Удалось ли вам лучше узнать друг друга?
6. Какой вопрос вы хотели бы задать всем ребятам?
7. Какой вопрос вы хотели бы задать воспитателю?
8. Вам понравилось наше занятие? Хотите еще так собраться и общаться?
Воспитатель. К следующему занятию каждый из вас подготовит один вопрос для рассуждений. Договорились?
Занятие 2. "Друзья"
Цель. Учить проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учить чувствовать настроение и желания друг друга.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает детей, что означают слова «друг», «знакомый», «дружба» («лучший друг»). В ходе беседы дети приходят к выводу, что друзья знают друг о друге больше, чем о других людях.
Дети-друзья делятся на пары: первый начинает предложение, второй его заканчивает. Если он отвечает именно так, как думает ребенок, задающий вопросы, то получает фишку.
Вопросы детей
1. Моя любимая игрушка...
2. Моя любимая игра...
3. Моя любимая еда...
4. Моя любимая песня...
5. Мой любимый мультфильм...
6. Мой любимый человек...
7. Мое любимое занятие дома...
8. Мой любимый праздник...
9. Я хочу, чтобы на день рождения мне подарили...
10. Когда я пойду в школу...
11. Когда я вырасту, я мечтаю...
12. Когда я вырасту, я стану...
13. Я люблю в детском саду...
14. Я не люблю в детском саду...
15. Я хочу, чтобы мама разрешила мне... Далее вопросы задает воспитатель.
1. Сложно было отвечать на вопросы о твоем друге?
2. Что ты чувствовал, когда твой друг отвечал на вопросы точно так же, как думаешь ты?
3. Что ты чувствовал, когда твой друг ошибался, отвечая на вопросы?
4. Что ты чувствовал, когда ты отвечал на вопросы так же, как думает твой друг?
5. Что ты чувствовал, когда ошибался, отвечая на вопросы друга о нем?
6. Смог бы ты дать точные ответы на эти вопросы о других детях? О ком из детей ты можешь рассказать? Кто из детей может так же много рассказать о тебе?
7. Хочешь ли ты больше узнать о других детях? Что они любят, чего не любят, что они думают о тебе?
Занятие 3. "Интервью"
Цель. Учить детей проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше знать сверстников; учить представлять человека другим людям.
Ход занятия
Дети по жребию распределяют роли репортера» или «звезды» (на одну «звезду» четверо-пятеро репортеров). Группа репортеров берет интервью у «звезды». Можно использовать вопросы из предыдущего занятия. Каждый репортер задает то три-четыре вопроса и запоминает ответы. «Звезда» может дополнительно кому-нибудь рассказать о себе. Далее следует этап презентации: дети представляют своих сверстников, т.е. репортеры по очереди рассказывают остальным детям, что они узнали о «звезде».
Вопросы
1. Когда вытягивал жребий, кем ты хотел быть?
2. Что ты чувствовал, исполняя роль «звезды»?
3. Интересно тебе было в роли репортера?
4. Дети, что нового мы узнали, например, о Маше?
5. Что ты чувствовал, когда рассказывал о Маше всем детям?
6. Маша, что ты чувствовала, когда репортеры рассказывали о тебе?
7. Может быть, у кого-нибудь изменилось отношение к Маше после интервью с ней?
8. Дети, хотели бы вы, чтобы такое занятие было еще раз? В какой роли вы хотели бы выступить в следующий раз? Почему?
9. Какие вопросы вы бы добавили в интервью?
10. Можно ли без специальных занятий знать друг друга лучше? Что для этого нужно?
Занятие 4. «Я глазами других»
Цель. Учить оценивать индивидуальные качества друг друга; формировать уважительное отношение друг к другу; повышать самооценку детей.
Ход занятия
Детям раздают бумагу и карандаши. Каждый в столбик пишет свое имя крупными буквами. Дети садятся маленькими группами по двое-трое и берут по три листа с именами. Задача группы - вспомнить особенности поведения, характера, которые наиболее точно характеризуют человека, чье имя написано на листе. Они должны начинаться с букв имени. Например, Андрей: аккуратный, надежный, дружественный, радостный, ест хорошо, избегает драк. Когда листы вернутся к владельцам, дети читают свои характеристики. Можно попросить некоторых детей прочитать написанное вслух, а потом спросить других, что забыли написать или что написали неправильно. Вопросы
1. Что ты чувствовал, когда твои сверстники писали о тебе?
2. Какие характеристики понравились тебе больше всего?
3. Чего ты не ожидал прочитать про себя?
4. Что из написанного тебе не понравилось?
5. Трудно ли давать характеристики своим сверстникам?
6. Как ты думаешь, другим детям понравилось то, что ты написал?
7. Если бы мама писала о тебе, какие бы твои качества она вспомнила?
Занятие 5. «Прогулки по галерее»
Цель. Прививать чувство гордости за свою работу, самоуважение; учить представлять работы сверстников; развивать творческое воображение и связную монологовую речь.
Ход занятия
В группе создают галерею из детских поделок, рисунков, аппликаций, сооружений из деталей конструктора, оригами и т.д. Несколько человек (их выбирают по жребию или считалкой) будут исполнять роль хранителей музейных ценностей; остальные (тройками) прогуливаются по комнате. Хранители музейных ценностей проводят экскурсию: объясняют происхождение шедевров, рассказывают, в чем заключается ценность работы для музея, но авторов работ не называют. Могут задавать гостям вопросы.
После обзора работ дети обходят их еще раз, определяют три наиболее понравившиеся и опускают жетончики в коробочку, которая стоит позади каждого шедевра. В конце занятия подсчитывается количество голосов, называются авторы работ, набравших максимальное количество баллов. Им присуждаются дипломы первой, второй и третьей степени (можно наградить всех детей: два диплома первой степени, три - второй, пять - третьей, три диплома за оригинальность идеи, три - за аккуратность выполнения творческой работы, пять - за самостоятельность и активность в творчестве). Вопросы
1. Кем ты хотел быть, когда распределяли роли?
2. Что было сложно делать, находясь в роли хранителя музейных ценностей?
3. Что ты чувствовал, когда хранитель рассказывал о твоей работе?
4. Какие у тебя были мысли, когда ты решал, за какую работу отдать жетончик?
5. Что ты чувствовал, когда видел, что дети кладут жетончики в коробочку, выделяя твою работу как лучшую?
6. Что ты чувствовал, когда тебе вручали диплом?
7. Как ты думаешь, что чувствует ребенок, который получил диплом первой степени?
8. Что бы ты чувствовал, если бы этот диплом достался тебе? Как ты думаешь, почему победила не твоя работа?
9. Что тебе понравилось в этой игре и что не понравилось?
Занятие 6. «Таланты»
Цель. Учить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого; формировать уважительное отношение друг к другу; учить преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом.
Ход занятия
Занятие проводится в форме конкурса талантов, для которого подбираются несложные подвижные, дидактические и творческие игры. В конце занятия каждый ребенок получит медаль: «Лучший поэт», «Лучший художник», «Лучший танцор», «Лучший певец», «Лучший архитектор», «Лучший счетовод», «Самый ловкий», «Самый быстрый», «Самый сильный», «Самый веселый», «Самый оригинальный» и т.п.
При подведении итогов конкурса дети получают задание определить победителя конкурса. Каждый ребенок показывает свою медаль «Лучший...». Через некоторое время в результате споров дети приходят к выводу: каждый обладает талантом, следовательно, все являются победителя-
ми и нет смысла выбирать лучшего. После этого взрослый одобряет принятое решение и подчеркивает его справедливость. Вопросы
1. Что для тебя было неожиданным?
2. Вам понравился конкурс талантов? Почему?
3. Хотите ли в будущем побеждать: быть лучшим учеником школы? лучшим игроком? лучшим другом? лучшим в профессии? И т.д.
4. Какие чувства вы сейчас испытываете?
5. Почему приятно быть победителем?
6. Как вы думаете, может ли человек быть первым везде и во всем?
7. Что вы хотели бы делать очень хорошо? Чему бы хотели научиться?
8. Какие чувства переживает человек, столкнувшись с трудностями и неудачами?
9. Как вы понимаете смысл выражений: «Сегодня - побежденный, завтра - победитель», «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». (Можно рассказать детям о нескольких ученых и знаменитых людях, которые прославились не сразу, а сначала испытали горечь разочарований.)
10. Как вы понимаете смысл выражения «Отрицательный результат тоже результат»? (Таким образом выясняются условия, препятствующие достижению верного результата, успеха в деятельности, которые в следующий раз надо учесть.)
11. Как вы считаете, почему именно Саша стал «Лучшим художником»? И т.д.
В процессе такой беседы дети услышат от сверстников много положительных отзывов о себе и сами укажут на достоинства каждого сверстника. В итоге повысится самооценка каждого ребенка и его авторитет в глазах сверстников.
Партнерские отношения между детьми будут развиваться успешно, если и педагоги, и родители будут учитывать следующие рекомендации
1. Поддерживайте любые, даже самые маленькие успехи ребенка.
2. Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.
3. Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет ребенка в глазах сверстников.
4. Помните: отрицательная оценка -враг интереса и творчества.
5. Усложняйте деятельность только тогда, когда ребенок справится с предыдущим заданием. При неудаче давайте аналогичные задания.
6. Поддерживайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то легко с этим справишься!», «Молодец! Как у тебя хорошо получается!» и т.п.
7. Верьте в ребенка. Он не должен видеть страхи и сомнения родителей: только оптимизм и вера в успех со стороны родителей порождают в нем чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.
8. Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.
9. Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь видеть за нескладным выражением идей активную работу мысли.
10. Почаще обнимайте ребенка. Доказано: для хорошего самочувствия ребенку необходимо, чтобы за день его обнимали или прикасались к нему минимум 12 раз, а взрослому человеку достаточно восьми раз.
Ребенок возвращается домой, и если там он не получает родительского тепла, заботы и уважительного отношения, то вся педагогическая работа, проводимая в дошкольном учреждении, сводится к нулю. Поэтому родители должны соблюдать те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Партнерские взаимоотношения педагогов и родителей при совместных усилиях позволяют достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
По материалам сайта: http://www.agushi.ru/view-article.php?id=349
Социально-личностное развитие детей
Читайте также:
Развитие новорожденного. Адаптация новорожденного ребенка в первый месяц после рождения
Мало кто из родителей задумывается о том, что испытывает их малыш в первые дни своей жизни. Какие изменения происходят в организме новорожденного, после того, как он появился на свет. А между тем в организме новорожденного, после того, как отрезается пуповина происходят кардинальные изменения всех процессов жизни-деятельности, очень сложные, готовящие ребенка к самостоятельной жизни вне материнского организма.
Кризис одного года
Это серьезное испытание для родителей. Малыш, который недавно был таким послушным, становится капризным и упрямым. Он начинает активно проявлять себя и упорно отстаивать свое «Я».
Татьяна Поляк, психолог.
Индивидуальность и развитие речи: «молчуны» и «говорушки»
Ребёнок мочал. Он не произнёс за свои четыре года ни единого слова.
Родители отчаялись. Все походы по логопедам, психоневрологам и прочим специалистам были безрезультатны. Однажды за завтраком малыш вдруг громко и чётко заявил: «Каша пересоленная!».
Мама упала в обморок, а отец взвыл: «Сынок, что ж ты раньше-то молчал!?»
На что сын невозмутимо ответил: «Ну, так, прецедентов не было…».
Читайте также:
Развитие новорожденного. Адаптация новорожденного ребенка в первый месяц после рождения
Мало кто из родителей задумывается о том, что испытывает их малыш в первые дни своей жизни. Какие изменения происходят в организме новорожденного, после того, как он появился на свет. А между тем в организме новорожденного, после того, как отрезается пуповина происходят кардинальные изменения всех процессов жизни-деятельности, очень сложные, готовящие ребенка к самостоятельной жизни вне материнского организма.
Кризис одного года
Это серьезное испытание для родителей. Малыш, который недавно был таким послушным, становится капризным и упрямым. Он начинает активно проявлять себя и упорно отстаивать свое «Я».
Татьяна Поляк, психолог.
Татьяна Поляк, психолог.
Индивидуальность и развитие речи: «молчуны» и «говорушки»
Ребёнок мочал. Он не произнёс за свои четыре года ни единого слова.
Родители отчаялись. Все походы по логопедам, психоневрологам и прочим специалистам были безрезультатны. Однажды за завтраком малыш вдруг громко и чётко заявил: «Каша пересоленная!».
Мама упала в обморок, а отец взвыл: «Сынок, что ж ты раньше-то молчал!?»
На что сын невозмутимо ответил: «Ну, так, прецедентов не было…».
Родители отчаялись. Все походы по логопедам, психоневрологам и прочим специалистам были безрезультатны. Однажды за завтраком малыш вдруг громко и чётко заявил: «Каша пересоленная!».
Мама упала в обморок, а отец взвыл: «Сынок, что ж ты раньше-то молчал!?»
На что сын невозмутимо ответил: «Ну, так, прецедентов не было…».