Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует математику», - услышал он в ответ. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.
Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста.
Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.
В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.
Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер - это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.
Их игры - плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.
Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).
Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Мы предлагаем взрослым читателям этой книги использовать предлагаемые в разделе книги «Поиграем с детьми» практические советы и рекомендации, игры и тесты с целью помочь родителям развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей. Предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределенности;
- создании образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог В. Н. Брушлинский считал, что воображение - одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо». Первый период развития воображения иллюстрирует кривая I-М, а рассудочную деятельность R-X. Этот период приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая Х-О), а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности (кривая М-Н). Чем меньше падение кривой М-Н, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (М-N), то мы говорим об одаренности или гениальности.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функции воображения с возрастом - отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже мы предлагаем ряд заданий, позволяющих вам потренировать у своего ребенка процесс воображения в комплексе с мышлением.
По материалам сайта: http://mamka.ru/10384-razvitie-voobrazheniya-u-detej.html
Развитие воображения у детей
Читайте также:
Сколько игрушек нужно ребенку?
«Я могу себе это позволить, мой ребенок не должен ни в чем нуждаться», - думает мама, покупая очередную игрушку. Мы живем в обществе потребления, и учим детей тому же – покупать и иметь все больше и больше вещей, а не радоваться и использовать то, что есть.
Игры помогут развить речь ребенка
Ученые отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Стало известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Развиваемся с первых месяцев жизни
Взрослые много внимания уделяли вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но, согласно исследованиям, развитие клеток головного мозга к этому возрасту завершалось уже на 70-80%. Ключ к развитию естественных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни.
Читайте также:
Сколько игрушек нужно ребенку?
«Я могу себе это позволить, мой ребенок не должен ни в чем нуждаться», - думает мама, покупая очередную игрушку. Мы живем в обществе потребления, и учим детей тому же – покупать и иметь все больше и больше вещей, а не радоваться и использовать то, что есть.
Игры помогут развить речь ребенка
Ученые отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Стало известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Развиваемся с первых месяцев жизни
Взрослые много внимания уделяли вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но, согласно исследованиям, развитие клеток головного мозга к этому возрасту завершалось уже на 70-80%. Ключ к развитию естественных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни.