Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр.
Маленькие завинчивающиеся бутылочки (игра для детей 2-3 лет)
Спрячьте внутрь мелкие игрушки или конфеты, часть бутылочек оставьте пустыми. Предложите малышу угадать, в каких бутылочках спрятаны игрушки. Будет очень хорошо, если он сам догадается потрясти бутылочку и послушать, есть ли там что- нибудь. После того как все предметы будут извлечены, попросите малыша закрыть бутылочки.
Игра развивает слуховое внимание и мелкую моторику рук.
Баночки от крема (игра для детей 2-3 лет)
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.
Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
Прищепки (игра для детей 3-5 лет)
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Мешочки, наполненные крупой (игра для детей 3-4 и более лет)
Сшейте 10-15 маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Вместо мешочков можно использовать детские носочки самого маленького размера, в качестве наполнителя – вату, скомканную бумагу, спички, крахмал и др.
Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
Рукава от старой одежды (игра для детей от 4 лет)
Отрежьте от старой одежды рукав с манжетой, застегивающейся на пуговицу. Зашейте по линии отреза. Положите в получившийся «чудесный мешочек» мягкие и твердые игрушки; маленькие кубики, шарики, пуговицы и др. Предложите ребенку найти все мягкое или твердое, все шарики, пуговицы и т. п. Еще один вариант игры: ребенок опускает руку в мешочек, берет любую игрушку и называет ее. После этого вынимает игрушку из мешочка и проверяет, правильно ли он узнал игрушку.
Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
Открытки и коробки от конфет
Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка, на 3-4 части для ребенка 4 лет, на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок, а затем «сломайте» и предложите «починить». Вырежьте в картинке лезвием квадратные, треугольные, прямоугольные «окошки». Получится «дырявый коврик» и комплект «заплаток». Предложите ребенку закрыть «дырки» с помощью «заплаток», т. е. расставить все на свои места.
Игра развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию
Пуговицы
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать (для детей 3 лет).
Игра развивает внимание, восприятие.
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).
Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п. (для детей 4-5 лет).
Игра развивает внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-краснаябелая. Предложите ребенку продолжить (для детей 5-6 лет).
Игра развивает внимание, мышление.
Маркер для белой доски (игра для детей от 2 лет)
Рисовать можно на листе пластмассы, на зеркале и стекле, линолеуме и т. п. Такой маркер хорошо рисует на гладких поверхностях и легко стирается. Предложите малышу дорисовать колеса к машине, стебельки к цветам, веревочки к воздушным шарикам, изобразить домик, змею, волны и Нарисуйтете, как летят птицы, идет дождь, падают яблоки с веток, валит дым из трубы. Обязательно комментируйте рисование, придумывайте сюжет, обыгрывайте нарисованное. Детям очень нравится стирать рисунки, водя пальчиком по линиям.
После игры маркер желательно убирать, в противном случае разрисованными могут оказаться не требующие того поверхности.
Игра развивает графические навыки, воображение, зрительнодвигательную координацию, стимулирует речевую активность.
Крупа
Наполните коробку от обуви или небольшой пластмассовый таз фасолью, нелущеным горохом, гречкой, спрячьте на дно ракушки, мелкие игрушки или конфеты. Предложите ребенку помешать крупу, достать игрушки и снова спрятать. Очень хорошо, если малыш будет действовать не одной, а двумя руками. Покройте тонким слоем пластилина лист картона или дно крышки от банки. Предложите малышу выложить рисунок из зернышек: орнаменты, буквы, цифры, геометрические фигуры и любые другие рисунки. Зерна легко вдавливаются в пластилин.
Игры развивают мелкую моторику рук, воображение
Засушенные листья (для детей от 3 лет)
Соберите осенние листья с разных деревьев и кустарников. Предложите ребенку найти одинаковые листочки. Также можно наклейть листья на картон в виде букета или кроны дерева. Еще одна идея: попросите малыша обвести лист карандашом по контуру.И, наконец, наклейте лист на бумагу и превратите его в интересный предмет, дорисовав необходимые детали (от 5 лет).
Игры развивают мелкую моторику рук, воображение.
Картон, обрезки плотной ткани
Вырежьте геометрические фигуры, буквы и т. п. Предложите ребенку узнать фигуры на ощупь.
Игра развивает тактильное восприятие, является профилактикой дисграфии.
Фигуры используются в качестве мозаики; из геометрических и абстрактных фигур можно сделать аппликацию.
Игра развивает мелкую моторику рук, воображение, восприятие пространства
Старые журналы и газеты
Предложите малышу (от 2 лет) отрывать, комкать газету и бросать «снежки» в цель – коробку, корзину и т. п.
Игра развивает координацию движений, общую и мелкую моторику.
Попросите ребенка (7-10 лет) вычеркивать в тексте заданную букву. Например, зачеркнуть все буквы «о».
Игра развивает произвольность, зрительное внимание.
Из цветных журналов и газет вырежьте рисунки и составьте коллаж.
Игра развивает моторику рук, креативные способности.
Спички
Сложите конфигурацию из спичек: лесенку, домик, стульчик, букву. Попросите ребенка сделать так же (для детей от 4 лет). Попробуйте сложить из спичек колодец (для детей 4-5 лет).
Выложите из спичек какой-нибудь рисунок, предложите ребенку угадать, что это (3-5 лет).
Игры развивают зрительное внимание, произвольность, пространственную ориентировку, образное мышление, воображение.
Проволока
Предложите ребенку скрутить фигуры, буквы и цифры; узнать их на ощупь.
Игра является профилактикой нарушений письменной речи.
И напоследок несколько советов, как превратить любую игрушку и иргу в развивающую.
• Игрушка должна быть доступна только на время занятия. Игрушки должны выдаваться на короткий срок, а именно на время занятия, а потом убираться в недоступное место. Игрушка, постоянно находящаяся перед глазами ребенка, быстро ему «приедается».
• Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед малышом не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».
• Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.
• Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес малыша начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций.
По материалам сайта: http://mamka.ru/8214-razvivayushhie-igry-iz-podruchnyx-materialov.html
Развивающие игры из подручных материалов
Читайте также:
Суперребенок: что ему нужно для развития?
Никому уже не придет в голову оспаривать тот очевидный факт, что современные малыши – это дети с приставкой супер- и гипер-, а сидящая в декретном отпуске мамочка – не домашняя клуша, а начинающий педагог по раннему развитию и инструктор по освоению информационных потоков, окружающих малыша с самого рождения.
Самое важное в раннем развитии
Дети не рождаются талантливыми или бездарными, добрыми или злыми, мужественными или трусами. В наследстве от родителей, они получают все индивидуальные черты и характерные особенности. Важно понимать, что все с чем малыш пришел в этот мир, отыгрывает важную роль в формировании его психики и здоровья, но это еще не определяет его как личность.
Психологические особенности детей 2-3 лет
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов.
Читайте также:
Суперребенок: что ему нужно для развития?
Никому уже не придет в голову оспаривать тот очевидный факт, что современные малыши – это дети с приставкой супер- и гипер-, а сидящая в декретном отпуске мамочка – не домашняя клуша, а начинающий педагог по раннему развитию и инструктор по освоению информационных потоков, окружающих малыша с самого рождения.
Самое важное в раннем развитии
Дети не рождаются талантливыми или бездарными, добрыми или злыми, мужественными или трусами. В наследстве от родителей, они получают все индивидуальные черты и характерные особенности. Важно понимать, что все с чем малыш пришел в этот мир, отыгрывает важную роль в формировании его психики и здоровья, но это еще не определяет его как личность.
Психологические особенности детей 2-3 лет
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов.