Если уж будущим родителям
советуют беседовать со своим
малышом, пока он ожидает
появления на свет, то уж
дождавшимся сего знаменательного
момента сам Бог велел.
Когда же начинать, спросите вы?
Да практически сразу, как только
вы увидели его впервые…
Чтобы у малыша поскорее развязался язычок, вам самой придется стать птицей Говоруном. Да, да, именно так, ведь постоянный речевой контакт с ребенком – залог правильного эмоционального и умственного развития. Сюсюкать или лепетать на детский манер не стоит: от ваших с ним разговоров и вашего произношения зависит развитие культуры его речи, то, насколько будет обогащен его словарный запас. Ваши слова должны быть яркими по своей эмоциональной окраске, а речь разборчивой и ясной, ведь по тону вашего голоса и манере общения дети сразу чувствуют ваше настроение и отношение к ним, начинают понимать, радуют они вас или огорчают.
Первое слово дороже любого!
Поначалу приготовьтесь вести длительные монологи, в ответ на которые вы можете услышать лишь агуканье или увидеть радостные улыбки. Даже если малыш молчит и вроде бы никак не реагирует и не пытается повторить ровным счетом никаких звуков, не переживайте. Всему свое время, помимо звуков ему важна ваша артикуляция, движения губ и глаз, все это он запоминает – ваши усилия не пропадут даром. Ближе к полугоду у многих детей получается повторять звуки, некоторые слоги, и ваши разговоры уже могут напоминать небольшие диалоги. «Ня-ня» – пора кушать, «и-и» – пить; у каждого эти обозначения будут своими.
Примерно с шести месяцев ребенок уже понимает многое из того, что вы ему говорите. Конечно, это не означает, что теперь вы можете без конца поучать малыша, в данном случае понятие «ребенок понимает» значит лишь то, что кроха готов к прослушиванию стихов, простых детских рассказов и сказок, играм с потешками, прибаутками и песенками, а можно и просто поболтать по душам, рассказать о том, что вас волнует, что вы собираетесь сделать. Кстати, очень важно именно комментировать каждое свое действие независимо от того, направлено оно сейчас на ребенка или нет, будь то прогулка, стирка, уборка или кормление.
Несомненно, телевизор с мелькающей рекламой мог бы быть хорошим подспорьем в кормлении ребенка, и некоторые мамы от случая к случаю пользуются им, несмотря на все предостережения специалистов. Но все же не стоит при малыше надолго оставлять включенными телевизор или радио: это притупляет восприятие звуков, а в перспективе может стать причиной того, что ребенок просто не будет слышать вас: он будет мало обращать внимания на ваши слова, воспринимая их как телевизионный фон.
Ближе к году малышня начинает произносить первые слова. У всех это бывает по-разному: одни молчат довольно долго, словно систематизируя всю полученную и накопленную информацию, другие могут заговорить уже в 9-10 месяцев. В этом возрасте малыши уже активно играют в совместные игры с взрослыми, пытаются сами исследовать мир вокруг, начинают общаться с другими детьми. Они уже многое понимают, но им так трудно выразить словами то, что хочется сказать, а сказать хочется многое!
Можно ли помочь говорить?
Конечно! Начните с того, что четко проговаривайте все действия, которые выполняете, названия предметов, с которыми имеете дело. Называя предмет, обозначайте его ключевые признаки, например, подавая малышу мяч, вместо «Посмотри, какой мяч!» лучше сказать «Посмотри, какой желтый круглый мяч!»; одевая ребенка, говорите, что вы надеваете на него именно голубую кофточку и белые штанишки. Почаще обращайтесь к ребенку с нехитрыми просьбами, обобщайте ваши и его действия, просите его «закрыть», «достать», «убрать», «дать» что-то. Кстати, имейте в виду, что некоторые дети быстрее осваивают глаголы, а другие существительные. В любом случае все, что происходит вокруг малыша и попадает в зону его видимости, нужно обозначать как можно более емко. Иногда дети сами, указывая пальчиком, просят назвать то, что привлекло их внимание. Это сигнал к тому, что у малыша проснулся лингвистический интерес, и ваша задача – как можно более продуктивно расширить его словарный запас, пусть пока это даже и своего рода пассивный словарь.
Волшебные пальчики
Традиционно любимые игры всех поколений малышей, такие как прятки, «Ку-ку», «Коза рогатая», «По кочкам, по ямкам», «Ладушки» и своего рода пальчиковая гимнастика в виде «Сорокибелобоки» просты до невозможности, но при этом дарят ребенку чувство радости, ненавязчиво улучшают память и развивают мышление. При многократном повторении малыш невольно запоминает каждую строчку и уже заранее ожидает связанного с ней действия: подпрыгивания на кочках или складывания пальчика.
Известный факт: чем лучше развита мелкая моторика – а именно с ней связывают занятия на развитие пальчиков, – тем лучше впоследствии будет развита речь ребенка. Поэтому буквально все в ваших руках. Наиболее актуальны для стимулирования развития речи и пальчиков сейчас будут игры-вкладыши, напоминающие простые пазлы, всевозможные бусины на шнуровке, которые нужно нанизывать, рисование пальчиковыми красками, собирание мелких предметов в один сосуд, складывание и доставание из баночки ватных палочек или спичек.
Самое время поиграть с игрушечными зверятами, показывайте по очереди различные картинки или игрушки и побуждайте его изображать, кто как разговаривает: мяукает, мычит, лает, кукарекает... Все малыши очень любят эту игру, к тому же она помимо развития речи, формирует кругозор и память.
Малыш уже учится показывать глазки, носик и другие части тела на зверятах и родителях, он смеется от того, что он все правильно понимает и его все понимают. Несомненно, это большое достижение! Появляются простые и знакомые слова «мама», «папа», «баба», «дай» и другие.
К одному году малыши уже четко понимают, как их зовут, понимают слова «нет» и «нельзя».
Уроки старины забытой
На втором году жизни слов становится еще больше, и они уже усваиваются легче, иногда каждую неделю малыш осваивает буквально по нескольку новых слов или простых двусложных фраз. Играйте в сюжетные игры вместе, кормите зверят или кукол, укладывайте их спать, катайте коляски или машинки с пассажирами, сопровождая все ваши действия с игрушками постоянным общением. Рассматривая картинки, предоставляйте малышу возможность самому повторить сюжет сказки, например «Баба била, била, не разбила, а яичко бух…». Так постепенно простые фразы будут складываться в целые предложения, а малыш, словно пересказывая знакомый сюжет, получит первый опыт изложения своих мыслей.
Примерно в 1,5 года многие дети осваивают повелительное наклонение, чаще всего оно выражается в просьбах: «Мама, дай!», «Баба, иди!». Если малыш говорит какие-то слова неверно, поправляйте его и по смыслу складывайте за него фразу, которую он имел в виду. Это придаст уверенности малышу: ведь он должен знать, что его понимают, и слышать, как нужно говорить правильно.
Не пренебрегайте детским фольклором, вспомните, как в давние времена детей пестовали (нянчили), бабушки и мамы сопровождали каждое действие малыша «пестушками»: вот он проснулся, потянулся, умылся «чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели». Обратите внимание, что все народные потешки говорятся нараспев, в стихотворной форме и на практически любую тему, от погоды до развития и закрепления определенных навыков (первых шагов, умения одеваться). А все потому, что так у малыша быстрее развивается чувство ритма; дети обожают всевозможные прихлопывания и притоптывания, да и тексты построены так, что дети привыкают мыслить образами, что, в конечном счете, развивает воображение. Удивительно, но даже 5-6-летним детям доставляет удовольствие, когда мама сопровождает действия прибаутками и телесным контактом. Знание стихов учит правильному произношению и построению фраз, иногда малыш словно привязывается к какой-то одной книжке или стишку и просит снова и снова его прочитать – что ж, это прекрасный повод выучить стихотворение. Постоянное повторение одного и того же сюжета детям дарит радость узнавания, так они проверяют свою память. Попробуйте словно невзначай изменить сюжет, и он сразу вам даст понять, что именно вы неправильно сказали. Из заучивания стихов можно придумать целое театрализованное представление, общую игру: ребенок может показать, как «бычок качается и вздыхает», как «Таня плачет».
Учите детей разговаривать с выражением и, возможно, скоро придут те времена, когда вам захочется, чтобы он хоть на минуточку закрыл свой ротик на замочек. И тогда вы будете с улыбкой вспоминать все ваши усилия, положенные на развитие его речи.
По материалам сайта: http://mamka.ru/11298-trening-dlya-oratora.html
Тренинг для оратора
Читайте также:
Как порядок рождения ребенка влияет на его психологию
Каким по счету ребенком вы появились на свет? Были ли вы старшим, средним или младшим? Психологи считают, что порядок вашего появления на свет в семье кардинальным образом влияет на развитие вашей личности и вашего характера, на отношения с другими людьми и профессиональные достижения.
Развитие воображения у детей
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Сколько игрушек нужно ребенку?
«Я могу себе это позволить, мой ребенок не должен ни в чем нуждаться», - думает мама, покупая очередную игрушку. Мы живем в обществе потребления, и учим детей тому же – покупать и иметь все больше и больше вещей, а не радоваться и использовать то, что есть.
Читайте также:
Как порядок рождения ребенка влияет на его психологию
Каким по счету ребенком вы появились на свет? Были ли вы старшим, средним или младшим? Психологи считают, что порядок вашего появления на свет в семье кардинальным образом влияет на развитие вашей личности и вашего характера, на отношения с другими людьми и профессиональные достижения.
Развитие воображения у детей
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Сколько игрушек нужно ребенку?
«Я могу себе это позволить, мой ребенок не должен ни в чем нуждаться», - думает мама, покупая очередную игрушку. Мы живем в обществе потребления, и учим детей тому же – покупать и иметь все больше и больше вещей, а не радоваться и использовать то, что есть.