В школе трудно всем — детям, родителям, учителям. Почему? Можно ли как-то минимизировать потери здоровья и психики?
Для первоклассников, даже хорошо подготовленных к школе, физиологически и психологически зрелых, первые 2-4 недели адаптации очень сложны. Идет коренная перестройка жизни ребенка. Меняется всё: режим дня, взаимоотношения с людьми, появляются новые требования и новые обязанности, а самое главное — другой вид деятельности.
Как бы ни занимался ребенок до школы, все равно это не систематические 4-5 уроков, когда требуется ежедневная интенсивная эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка (долгое сидение в неподвижной позе гораздо труднее, чем любое движение). Организму настолько сложно приспособиться к многочисленным одновременно происходящим изменениям, что физиологи называют это время "физиологической бурей".
Трудно не только первоклассникам.
У детей, переходящих в среднюю школу, тоже принципиально меняется режим учебы. Раньше все 4 урока вел один учитель. Они привыкли к темпу его речи, требованиям. Тут вдруг в первый же день — 5 учителей, 5 разных людей с разными темпераментами, характерами. Я вас уверяю, даже у взрослого человека в таких условиях будет стресс. К тому же возраст 10-12 лет — начало периода полового созревания.
Серьезные эндокринные перестройки, происходящие в это время, могут снизить внимание, работоспособность, хуже может стать память, а условия работы у ребенка более интенсивные. Поэтому к концу первого полугодия в пятом классе (как и в первом) у детей часто возникают неврозоподобные расстройства. Ребенок начинает плохо спать, может стать агрессивным, раздражительным или, наоборот, вялым, заторможенным. У некоторых появляются заикание, страхи, пропадает аппетит. Нужно быть очень внимательным к изменению состояния ребенка.
Не менее сложно и ученикам старших классов — они находятся в постоянном цейтноте из-за необходимости готовиться к поступлению в институты.
Как помочь детям?
Советы простые, но не соблюдаются, потому что кажутся необязательными. Первое — режим. Рациональный режим действительно помогает преодолеть ребенку острый период адаптации и нормально чувствовать себя в процессе занятий, потому что и дальше не легче (очень сложные периоды — конец декабря и февраль, когда нагрузка растет, а силы тают).
Режим предполагает полноценный сон. К сожалению, недосыпают даже младшие школьники, не говоря уже о старшеклассниках. Младшие школьники должны спать 10-11 часов, в средней школе — 9-10 часов, старшеклассники — не меньше 8. Ещё реже выдерживается время прогулок. В среднем гуляют 29 минут, а надо 2,5-3 часа. Многие родители говорят: "Три недели в школу походил и заболел", а потому и заболевают, что было чрезмерное напряжение и не было разрядки.
Третье — это режим питания. Наблюдения в течение последних 15 лет показывают, что дети не завтракают или завтракают всухомятку, в школе едят плохо (даже если в школе есть горячий завтрак), почти не обедают, редко имеют полдник, но зато почти всегда обильный ужин. У ребенка должно быть как минимум 4-разовое питание, горячий завтрак, он не должен наедаться перед сном. Ему надо больше фруктов и овощей. А у нас, даже если капуста и морковка растут под окном в огороде, салат из них не делают, в лучшем случае засолят на зиму.
Считайте часы
Еще надо обратить внимание на количество дополнительных занятий. В первом классе начинать параллельно заниматься еще и в музыкальной школе, и в спортивной секции не стоит, надо подождать до 2-го класса. Больше двух дополнительных занятий (например, музыка и иностранный или плавание и рисование) уместить в режим дня одного ребенка невозможно.
Родителям, которые хотят больше, советуем взять листок бумаги и посчитать: 10 часов сна, 2,5 часа прогулки, 5 часов школы, 1,5 часа на еду и гигиенические процедуры, хотя бы полчаса на "поиграть" (младших школьников нельзя этого лишать), 2 часа — уроки. На занятия, дорогу до них и всю остальную жизнь остается 3,5 часа! И мы еще не брали в расчет ни телевизор, ни книгу, ни компьютер, ни общение с родными.
Как школа меняет детей
1-й класс
Мальчики — рост 122-134 , вес — от 25 до 35 кг.
Девочки — рост 125-134, вес 22-35 кг.
11-й класс
Юноши — рост 170-190, вес 65-90 кг.
Девушки — рост 165-180, вес — 50-75 кг.
За годы обучения:
Заболеваемость органов зрения возрастает в 4-5 раз (страдает не менее 50% школьников).
Опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в 4-5 раз (страдает более 40%, нарушением осанки — 80%).
Органов пищеварения — в 3 раза (страдает не менее 50%).
Нервно-психические расстройства — в 2 раза (страдает 15% школьников).
Заболевания эндокринной системы — в 5 раз.
Заболевания туберкулезом — в 2 раза (5,5% детей в выпускных классах болеют туберкулезом).
80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на репродуктивную сферу.
По материалам сайта: mobus.com
Режим - залог успешной учебы
Читайте также:
В первый класс: готов ли ваш ребенок?
Первое сентября приближается и привносит в обыденную жизнь родителей новые нюансы: теперь приходится думать еще и о новом учебном годе. Особенно острая ситуация у родителей будущих первоклашек. Кроме покупки ранцев, книжек и тетрадей нужно учесть то, насколько ваш ребенок готов идти в школу.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.
Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.
Адаптация к обучению в школе
Специфика психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра на этапе адаптации к школьному обучению.
Читайте также:
В первый класс: готов ли ваш ребенок?
Первое сентября приближается и привносит в обыденную жизнь родителей новые нюансы: теперь приходится думать еще и о новом учебном годе. Особенно острая ситуация у родителей будущих первоклашек. Кроме покупки ранцев, книжек и тетрадей нужно учесть то, насколько ваш ребенок готов идти в школу.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.
Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.
Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.
Адаптация к обучению в школе
Специфика психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра на этапе адаптации к школьному обучению.