В некоторых семьях радость от появления ребенка на свет и заботы о нем омрачается повышением тревожных чувств у мамы, особенно когда рождается первенец. Подчас беспокойство молодой мамы о правильности своих действий и реакций на ребенка превращается практически в панику. В уход за ребенком включается все большее количество компетентных и не очень специалистов, а также тех, кто с охотой выступает в роли советчиков и наставников - врачи, няни, бабушки, подруги, соседки. Желание мамы обеспечить наилучший уход за ребенком в результате превращается в мучительный процесс решения, кто же в конце концов из них прав и чьему совету следовать. В этот период мнительность и нерешительность стремительно нарастают - мама начинает паниковать и страшиться всех бед на свете.
В результате обстановка, в которую попадает ребенок, выглядит довольно нервозной и нестабильной. Малыш, еще не имея никакого представления о том, в какой мир он попал, и, не обладая еще никакими возможностями для стабилизации своего внутреннего состояния, буквально «бомбардируется» пугающими образами и чувствами, исходящими из его ближайшего окружения. В результате окружающий мир представляется ребенку угрожающим, ему становится страшно, он хочет избавиться от пугающих его ощущений, образов, чувств. Поскольку единственный доступный младенцу способ реагирования - моторный и речевой, то ребенок начинает кричать и плакать, бить ручками и ножками, у него может нарушиться режим сна-бодрствования или кормления. Если такие «знаки», с помощью которых ребенок дает знать о своем психологическом неблагополучии, не приводят к избавлению от него, ребенок начинает реагировать на телесном уровне, например, его кожная поверхность может раздражаться (диатез, экзема, нейродермит), его желудочно-кишечный тракт оказывается не в состоянии «переваривать» то, что идет извне, ему становиться трудно дышать (астма), он задыхается от чрезмерного контакта с паникующей мамой.
Мама и те, кто заботится о ребенке, начинают беспокоиться еще больше, но уже по поводу его поведения, чрезмерного плача или крика и в крайнем варианте его соматических проблем. Мама опять отправляется к специалистам, порой наталкиваясь на противоречивые рекомендации и редко положительный результат. Круг замкнулся, началась цепная реакция. Надо сказать, что рациональными доводами справиться с этой ситуацией практически невозможно. Но чтобы стала понятна суть данного явления, надо разобраться в тех причинах, которые его вызвали.
Один из известнейших детских психоаналитиков Д. Винникотт еще полвека назад попытался донести до родителей одну простую истину, что не надо стремиться стать идеальной мамой, ребенку нужна «достаточно хорошая» мама. Ребенок должен видеть рядом с собой реальных людей, не страшащихся своего несовершенства. «Достаточно хорошая» мама эта та, которая удовлетворяет нужды ребенка не меньше чем на треть и помогает справиться с агрессивными чувствами ребенка, которые он испытывает, если не получает немедленного удовлетворения своих потребностей. Нужды и потребности ребенка определяет САМ РЕБЕНОК. Никто из взрослого окружения не может знать на все 100%, что в данный момент нужно конкретному ребенку. НИКТО, КРОМЕ ЕГО МАМЫ. И он сам тоже этого не знает, он лишь «сообщает» на телесном уровне о чувстве напряжения. Именно матери и предназначаются эти зашифрованные знаки младенца о его неблагополучии или о его желаниях и нуждах. Мать - та, от кого зависит жизнь и здоровье малыша, насколько хорошо она его «слышит», чувствует, настолько она сможет разобрать его послание.
Связь матери и ребенка очень тесная, но роды и разрыв пуповины делают их двумя отдельными сущностями, одно из которых беспомощно и самостоятельно выжить не сможет. Иногда разрыв пуповины олицетворяет собой и потерю этой тесной связи, которая на самом деле еще довольна сильна. Кормление грудью и телесный контакт продолжают поддерживать эту связь. Благодаря этим взаимодействиям мама и ребенок продолжают функционировать как одно целое, но мать уже вынуждена признавать его отдельное, хоть и зависимое от неё, существование. Такая взаимосвязь позволяет матери чувствовать себя достаточно компетентной в распознавании душевных и телесных процессов, происходящих у её малыша. Их распознавание и наделение значением является наиболее важной частью в уходе за младенцем.
Отказ от грудного кормления, как и неоправданное его затягивание, способствуют дисгармонизации связи мать-младенец. В животном мире у всех млекопитающих есть свое инстинктивное «знание» о необходимости кормления грудью и его сроках. Человек же утратил зависимость от инстинктов и даже наоборот подчинил часть из них своему сознанию и порядком окультурил. В результате этого часы кормления и количество молока часто определяются не потребностью ребенка, а графиком, составленным кем-то извне. На самом деле ребенок вполне способен дать знать о том, когда он сыт и когда голоден и мать способна почувствовать, когда и что жизненно важно для ее дитя, и каким из его требований можно пренебречь. В этом почти ритуализованном взаимодействии во время кормления и укачивания на руках происходит формирование своего «языка» между матерью и младенцем, освоение которого является базой для дальнейшего взаимопонимания.
Когда же грудное кормление невозможно в силу объективных причин, не должна утрачиваться ритуальная сторона процесса - тесный телесных контакт, визуальный контакт, улыбка на лице матери должны сопровождать все время кормления из бутылочки. Соблюдение всех атрибутов грудного кормления помогает компенсировать внешний разрыв в связи. Иногда исчезновение молока и другие проблемы, делающие невозможным грудное кормление могут быть обусловлены и желанием матери поскорей преодолеть взаимозависимость.
Незнание мамы о том, что происходит с ребенком, непонимание его сигналов, сомнение в их значении, чаще всего является результатом утраты необходимой для этого связи. Это могло произойти уже в период беременности, если зачатие ребенка оказалось неожиданным и нежеланным или конфликтным (когда один из супругов хочет, а другой - нет или когда против кто-то из близких, значимых людей для будущих родителей) или когда стоит выбор между карьерой и материнством. В силу этих или других причин, которых в нашей нестабильной жизни пока более чем достаточно, происходит отчуждение между мамой и дитём.
После родов тело женщины, наконец, возвращается в её полную власть и вновь становиться доступной для близости с мужчиной, оно также оказывается (в частности грудь) желанной для ребенка, превращаясь в объект, за который иногда может развернуться и конкурентная борьба. Женщина вынуждена искать компромисс, при котором были бы удовлетворены все трое. На практике эта задача оказывается чрезвычайно сложной, тем более, что на арену выходят очень сильные чувства. Помимо этого, рождение ребенка оживляет у женщины переживания, связанные с собственным младенчеством. Чем более неблагоприятным был этот период в ее жизни, тем более конфликтным будет ее отношение к собственному ребенку. То, что принято в нашей культуре называть инстинктом материнства, во многом определяется опытом, полученным в раннем детстве, когда происходит неосознаваемое научение, как быть матерью. Отказ от кормления грудью, избегание частого ношения ребенка на руках - это и результат внутренних конфликтов матери и попытка избавить себя от их актуализации. Чаще всего проявления таких неоднозначных, подчас противоречивых чувств по отношению к собственному материнству можно заметить довольно рано, задолго до самих родов, а иногда и до беременности. Конечно, лучше всего разобраться в природе своих конфликтных переживаний еще до рождения ребенка. Ведь ребенок получает изначальные сведения о мире именно от матери, и чем больше в них покоя и стабильности, тем более адекватным будет отношение у ребенка к окружающему в дальнейшем.
По материалам сайта: http://mamka.ru/4773-chuvstvo-nekompetentnosti-u-molodojj-mamy.html
Чувство некомпетентности у молодой мамы
Читайте также:
Ребенок-подросток. Как родителям сохранить с ним контакт?
Их вопросы приводят вас в замешательство. Их стремление к свободе и любовные переживания беспокоят вас. Их манера одеваться и стиль общения - шокируют вас. Вы тоже когда-то были такими же. Подростки.… Как найти с ними общий язык?
Только спокойствие!
Любому малышу на пользу нормальная, доброжелательная обстановка в семье, спокойное общение, уважительное отношение, позитивные эмоции и улыбка. Все это залог нормального и гармоничного психического развития ребенка.
Ребенок – личность
Даже если молоко на губах не обсохло, даже если не умеет и не знает (как нам кажется) ничего, даже если не приносит (или мы не даём ему этого?) никому никакой пользы. Просто он – Личность, и никак нам с этим не совладать.
Потому что ребёнок – это не будущий взрослый, а человек, живущий, мыслящий и переживающий здесь и сейчас. Потому что умеет всё, что мы ему позволяем уметь, и даже немножко больше. Потому что знает гораздо больше, чем мы можем подозревать. Потому что приносит огромную пользу тому, кто с открытой душой общается и взаимодействует с ним, а не замыкается в своей взрослости.
Читайте также:
Ребенок-подросток. Как родителям сохранить с ним контакт?
Их вопросы приводят вас в замешательство. Их стремление к свободе и любовные переживания беспокоят вас. Их манера одеваться и стиль общения - шокируют вас. Вы тоже когда-то были такими же. Подростки.… Как найти с ними общий язык?
Только спокойствие!
Любому малышу на пользу нормальная, доброжелательная обстановка в семье, спокойное общение, уважительное отношение, позитивные эмоции и улыбка. Все это залог нормального и гармоничного психического развития ребенка.
Ребенок – личность
Даже если молоко на губах не обсохло, даже если не умеет и не знает (как нам кажется) ничего, даже если не приносит (или мы не даём ему этого?) никому никакой пользы. Просто он – Личность, и никак нам с этим не совладать.
Потому что ребёнок – это не будущий взрослый, а человек, живущий, мыслящий и переживающий здесь и сейчас. Потому что умеет всё, что мы ему позволяем уметь, и даже немножко больше. Потому что знает гораздо больше, чем мы можем подозревать. Потому что приносит огромную пользу тому, кто с открытой душой общается и взаимодействует с ним, а не замыкается в своей взрослости.
Потому что ребёнок – это не будущий взрослый, а человек, живущий, мыслящий и переживающий здесь и сейчас. Потому что умеет всё, что мы ему позволяем уметь, и даже немножко больше. Потому что знает гораздо больше, чем мы можем подозревать. Потому что приносит огромную пользу тому, кто с открытой душой общается и взаимодействует с ним, а не замыкается в своей взрослости.