Самостоятельность во многом зависит от характера, темперамента, особенностей ребенка, поэтому и нельзя выдумать единые правила обучения малыша независимости действий и мыслей. Так же не всегда просто определить, в какой момент “не может” сменяется на “не хочет”. Поэтому попробуем перечислить лишь принципиальные моменты.
1. Начинается самостоятельность с дел – сам дополз до игрушки, сам придвинул табурет и зажег свет, сам надел штанишки. А потом приходит и самостоятельность выбора, решений, суждений. Поначалу затрудняет жизнь родителям и то, и другое. Но нужно учиться общаться с таким ребенком, а не пытаться вернуть его в прежнее состояние маленького комочка в пеленках. И придется давать ему свободу – чем дальше, тем больше.
2. Не нужно помогать ребенку, пока он не попросит. Даже если малыш не умеет говорить – дождитесь, пока он протянет ручки, заглянет вам в лицо. А если кажется, что ребенок обращается за помощью слишком часто – все равно в ней не отказывайте, но выдумайте предлог, чтобы несколько отложить свое вмешательство (на срок, соразмерный возрасту ребенка). Ребенку постарше помогайте не столько делом, сколько советом.
3. Чаще давайте ребенку задания и поручения. И не вмешивайтесь в их выполнение, не контролируйте (по крайней мере, явно), и не переделывайте на глазах у ребенка то, что у него не получилось.
4. Учитесь верить и доверять ребенку. Всегда есть опасность, что он выдаст желаемое за действительное и поступит не так, как вы рассчитывали. Но это не повод надоедать ему бесконечными вопросами: “Ты почистил зубы? Помыл яблоко? Не трогал печенье перед обедом?” и заниматься дома оперативно-розыскной деятельностью.
5. Освоенное умение должно приносить ребенку приятный бонус. Например, сам одевается – имеет полное право выбрать одежду. И так любой навык дает или больше свободы, или новые возможности, или сэкономленное время родителей (которое должно быть потрачено на ребенка).
6. Чаще говорите вместо “мал еще” - “попробуй”. Думайте не о том, как спрятать все недетское, а о том, какие меры безопасности принять при знакомстве малыша со взрослым миром. Дарите ребенку не только игрушки, но и настоящие вещи.
7. Не отказывайтесь от помощи, предложенной малышом. Делайте вместе домашние дела. Поясняйте свои действия, научитесь озвучивать ход ваших мыслей, объяснять свои поступки.
8. Для воспитания самостоятельности в доме нужна особая обстановка. Во-первых, маленькому человеку должно быть удобно в нашем огромном мире – легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами. Во-вторых, ребенок не должен на каждом шагу опасаться нарушения какого-нибудь запрета. В-третьих, родителям следует заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет. И ребенка не должно ждать наказание за такие случайные проступки.
9. Чаще не говорите, а спрашивайте. Но не глупости, перечисленные в п.4. Задавайте ребенку важные для него вопросы и обращайтесь на равных: “Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?”, “Мы обсуждаем, как переставить мебель на кухне, у тебя есть идеи?”
10. Самостоятельный ребенок так же нуждается в родительском внимании, заботе, советах и просто присутствии. Помните, что “самостоятельный” – не значит “одинокий”.
По материалам сайта: orangefrog.ru
Откуда берутся самостоятельные дети?
Читайте также:
Не плачь! Ты же мужчина!
- Как правильно поступить родителям, если ребенку больно. Например, он упал, ударился о мебель и т.д. Папа предлагает воспитывать в сыне мужественность, терпение, а у мамы возникает к нему естественная жалость. Между родителями получается несогласие. Как поступить правильно?
Как и когда рассказать ребёнку, откуда берутся дети
Если спросить у наших дедушек и бабушек, когда они узнали, откуда берутся дети, то скорее всего Вы получите ответ, что это произошло в классе 7-8. Наши родители уже в 4-5 классе были осведомлены на эту тему. А многие из нас уже к первому классу не верили, что были найдены в капусте или принесены аистом. Что ж, как бы то ни было, но последующие поколении взрослеют раньше предыдущих, а точнее хотят такими казаться, что ведёт за собой интерес и к интимной сфере жизни. Поэтому можно считать абсурдным то, что многие родители заводят тему о появлении детей и половых отношениях между мужчиной и женщиной, когда их ребёнок уже получил аттестат о среднем образовании.
Трудности возвращения или “Не хочу домой!”
В гостях, детском центре и даже на улице родители нередко сталкиваются с тем, что ребенок не хочет уходить. И его можно понять - весело, игра в самом разгаре и вдруг “Пора домой” – кому такое понравится?
Поэтому малыш активно протестует, и страх очередной истерики ставит под вопрос новые поездки и приключения. В гости можно ходить не слишком часто, а вот ежедневную прогулку не отменишь. Что же делать?
Читайте также:
Не плачь! Ты же мужчина!
- Как правильно поступить родителям, если ребенку больно. Например, он упал, ударился о мебель и т.д. Папа предлагает воспитывать в сыне мужественность, терпение, а у мамы возникает к нему естественная жалость. Между родителями получается несогласие. Как поступить правильно?
Как и когда рассказать ребёнку, откуда берутся дети
Если спросить у наших дедушек и бабушек, когда они узнали, откуда берутся дети, то скорее всего Вы получите ответ, что это произошло в классе 7-8. Наши родители уже в 4-5 классе были осведомлены на эту тему. А многие из нас уже к первому классу не верили, что были найдены в капусте или принесены аистом. Что ж, как бы то ни было, но последующие поколении взрослеют раньше предыдущих, а точнее хотят такими казаться, что ведёт за собой интерес и к интимной сфере жизни. Поэтому можно считать абсурдным то, что многие родители заводят тему о появлении детей и половых отношениях между мужчиной и женщиной, когда их ребёнок уже получил аттестат о среднем образовании.
Трудности возвращения или “Не хочу домой!”
В гостях, детском центре и даже на улице родители нередко сталкиваются с тем, что ребенок не хочет уходить. И его можно понять - весело, игра в самом разгаре и вдруг “Пора домой” – кому такое понравится?
Поэтому малыш активно протестует, и страх очередной истерики ставит под вопрос новые поездки и приключения. В гости можно ходить не слишком часто, а вот ежедневную прогулку не отменишь. Что же делать?
Поэтому малыш активно протестует, и страх очередной истерики ставит под вопрос новые поездки и приключения. В гости можно ходить не слишком часто, а вот ежедневную прогулку не отменишь. Что же делать?