Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя»: нельзя трогать, брать, делать.Чтобы научить годовалого малыша верно реагировать на слово «нельзя», родителям потребуется немало времени, терпения и согласованности: если мама запрещает, а папа разрешает, то ничего не получится.
Нельзя!
То, что обычно кажется непослушанием и капризами, в большинстве случаев является попытками малыша стать более независимым. К концу первого года жизни дети начинают познавать границы своих возможностей («Смогу я удержать игрушку или уроню?»), границы вашего родительского терпения («Можно ли бросить бутылочку на пол или мама рассердится?») и даже границы терпения других людей («Заплачет ли Ваня, если я сломаю его песочный замок?»). Именно посредством этих ужасных для родителей ежедневных баталий ребенок самоутверждается и развивает в себе чувство собственной значимости, уверенность в себе, целеустремленность, решительность, настойчивость – все то, что зачастую ошибочно принимается за упрямство.
К 7-8 месяцам малыш уже может понять некоторые устанавливаемые вами правила поведения. Например, слово «нет». Но хотя ребенок в этом возрасте и может понять, что вы недовольны или встревожены, совсем не обязательно, что он вас послушается. Его способности следовать указаниям или контролировать свое поведение еще слишком ограничены.
Но учить понимать слово «нельзя», безусловно, надо. Надо прежде всего в целях безопасности самого ребенка. Если вы точно знаете, для чего вы говорите «нельзя», и настаиваете на выполнении запрета, даже самый маленький ребенок сможет вас понять. Не окружайте ребенка бесконечными запретами. Если их слишком много, ни один здравомыслящий человек (мы надеемся, вы считаете своего ребенка таковым) выполнять их просто не будет. Как же жить, если ничего нельзя? «Что ты лезешь, куда тебя не просят?» – раздражается мама. «А меня никто, никогда, никуда и не просит лезть», – справедливо может заметить малыш. Для того чтоб такого не происходило, постарайтесь выбрать только пять запрещенных предметов из разряда опасных для жизни и здоровья малыша.
• Розетка.
• Стол (нельзя залезать).
• Телевизор.
• Балкон (нельзя без мамы).
• Плита на кухне.
Конечно, в доме гораздо больше мест и предметов, опасных для ребенка, но постарайтесь просто убрать лишние на время взросления. Уберите вазочки, салфеточки, утюги, иголки, лекарства, тогда и вазы будут целы, и ребенок, и ваши нервы. Но то, что вы взяли за правило, должно выполняться обязательно, независимо от вашего настроения, и поддерживаться всеми членами семьи. Ребенок должен знать, что «нельзя» – это «нельзя», а не «ладно, сегодня можно».
Запреты «на всякий случай»
Не налагайте запрет «на всякий случай». Например, ребенок лезет на забор. Вы понимаете, что вроде вы обязаны запретить, но также вы понимаете, что ничего страшного не происходит, более того, вы убеждены, что все мальчишки должны уметь лазать на заборы. Но ситуация усугубляется тем, что вокруг люди и смотрят они, как вам кажется, с осуждением. Вы решаете, что для «отвода глаз» нужно сделать замечание. Вы говорите «нельзя», скорее, для окружающих. Это только кажется, что ребенок не понял ваших мыслей, на самом деле он прекрасно расслышал в вашем голосе сомнения, а если вы еще и не настояли на выполнении своего требования, то и в следующий раз ребенок не отреагирует на ваше «нельзя», потому что усвоит: не такое уж и серьезное это «нельзя», можно и не выполнять.
Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребенка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш подрос и уже знает, как пользоваться ножницами, что такое провода и зачем они нужны, соответственно, и запреты относительно этих вещей либо снимаются, либо меняются, появляются новые.
Не бейте кроху по рукам!
Как сделать так, чтоб ребенок понял это магическое «нельзя»? Вы не можете воспитывать ребенка, сидя в кресле. Нельзя ожидать от годовалого малыша того, что он будет следовать только словесным приказам. В большинстве случаев вам придется отвлекать его внимание или просто оттаскивать от опасного места. Скажите строго: «Нельзя!» (например, ребенок лезет в розетку), добавьте лицу испуганное выражение. А затем возьмите малыша и уведите его от опасного места. Даже самому маленькому ребенку объясняйте каждое свое «нельзя». В ситуации с розеткой скажите: «Там ток живет, он больно кусает тех, кто к нему лезет». С запрещенными предметами можно и нужно знакомить. Покажите, что иголка больно колется (можно даже легонько уколоть малыша), покажите кастрюлю с паром, сказав: «Горячо!».
Отношение к поведению ребенка во многом определяется настроением его родителей в данную минуту. Одно и то же поведение может расцениваться как смелое и независимое, когда мы в хорошем настроении («Давай, сынок, попробуй спрыгнуть сам!»), и как упрямое или агрессивное, когда мы сами не в духе («Куда ты забрался? Ты что, хочешь упасть?!»). Постарайтесь воспринимать любую ситуацию с ребенком младше трех лет с терпением и чувством юмора вне зависимости от вашего настроения. Не следует повышать голос. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию. Многие родители, чтобы чадо не лезло к запрещенным предметам, просто шлепают ребенка по рукам.
А между тем, этого делать ни в кроем случае нельзя! Годовалый ребенок – исследователь. У него два органа, с помощью которых он познает качества и свойства предметов, – руки и язык. Именно посредством пальчиков ребенок узнает, что стол гладкий, диван шершавый, мамины щеки нежные, а папины колючие. Это потом, когда ребенок повзрослеет, ему достаточно будет посмотреть на предмет, чтобы понять, какой он.
Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоциональнопознавательный процесс ребенка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования, такой важный для дальнейшего развития.
На каждое ваше «нет» обязательно предлагайте «да». «НЕЛЬЗЯ рисовать на обоях, но МОЖНО в альбоме», «НЕЛЬЗЯ выходить на балкон одному, но МОЖНО с мамой», «НЕЛЬЗЯ брать мамин утюг, МОЖНО свой». Кстати, дети очень хорошо усваивают понятия «твое – мое». «Нельзя брать очки, они бабушкины», «Нельзя брать удочки, они папины», «А это твое, и мы без твоего разрешения тоже брать не будем». Так, почти играя, мы учим ребенка уважать чужую собственность, при этом уважая и его.
Процессы познания...
Дома все ясно и все давно усвоено, что нельзя, а что можно, а на улице? Нередко прогулка превращается для мамы в одну сплошную «катастрофу». Малыш то лезет куда-нибудь, то бежит, то подбирает какой-нибудь мусор. И мама начинает раздавать «нельзя» налево-направо. Но на улице у ребенка не прекращается момент познания, ему хочется потрогать все новое, покорить новые вершины, испытать новые чувства. И он лезет, трогает и покоряет. Так уж устроен мир: ребенок должен пройти все этапы становления.
Чтоб не портить прогулку ни себе, ни ребенку постарайтесь соблюдать некоторые несложные правила:
• Не подсаживайте ребенка туда, куда он сам забраться не может. Вверх карабкаться легко: глаза видят, за что можно уцепиться руками, а ноги вслед переставляются. А вот когда надо вниз слезать, тут-то и возникает опасность. Не спешите снимать своего скалолаза! Страхуйте, но дайте «насладиться» ощущением беспомощности.
Снимайте, когда сам помощи запросит. Зато в следующий раз он так бездумно высоко не полезет. Достаточно будет напомнить: «Смотри, там высоко!»
• Дайте возможность рассмотреть что-то новое, подобрать, пусть даже и грязную, палочку, мокрый листик или дохлого жука. Вы не представляете, какую для ребенка это может представлять ценность.
• Относитесь бережно к «драгоценностям» ребенка. Не позволяйте себе выкидывать стеклышки и камешки, не спросив у него разрешения. Все эти предметы можно вымыть, обезопасить, сохранив тем самым мир в семье и дав возможность ребенку совершать новые открытия. Помните, что верное решение всегда находится между «да» и «нет».
От 3 до 5
Постепенно, в возрасте от 3 до 5 лет, малыш начнет осознавать опасность некоторых вещей и сможет частично контролировать свое любопытство. Начиная с этого возраста, он испытывает родительское терпение уже не столько стремлением к риску, сколько капризами «купи!», обычно на публике. Почему ребенок вдруг закапризничал? Понравившаяся игрушка – лишь повод. В чем же главная причина каприза? Может быть, в том, что малышу жарко, он хочет пить или слишком устал, причем усталость может быть как физическая, так и эмоциональная. Ребенку, даже и не самому маленькому, трудно долго находиться среди толпы. Дайте понять малышу, что вы его любите, но его поведение неприемлемо. Ребенок должен понять, что существует «правильное» и «неправильное» поведение. Плохое поведение всегда приводит к неприятным последствиям. Например, вам придется уйти из парка или с чьего-либо дня рождения. Если ребенок осознает, что плохое поведение так или иначе наказуемо, он будет стараться удерживать себя в определенных рамках.
Еще один нехитрый способ избежать такой неприятной ситуации – договориться с ребенком перед походом в магазин или парк. Сразу оговорите, что сегодня ему можно выбрать одну небольшую игрушку или прокатиться на каруселях. Обязательно посмотрите ребенку в глаза и спросите, согласен он или нет. Но в этом случае не может быть никаких уступок типа «ну ладно, еще разок прокатись», «хорошо, выбери еще игрушку». Ребенок быстро поймет, что все ваши договоры «гроша ломаного не стоят», а потому и выполнять их необязательно.
Нужно следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
• Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание.
• Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком большого напряжения.
• Оно должно быть разумным, не должно противоречить здравому смыслу.
• Оно не должно противоречить другому распоряжению – вашему или другого родителя.
• Оно обязательно должно быть выполнено. Хочется верить, что эта статья поможет вам понять своих детишек, найти к ним правильный подход и вам никогда не придется краснеть за любимое чадо. Будьте терпеливы, внимательны и любите своих детей.
По материалам сайта: http://mamka.ru/12786-ponimat-slovo-net.html
Понимать слово «НЕТ!»
Читайте также:
Демонстративные дети
Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.
Ребенок-командир
Склонность командовать в некоторой степени может быть присуща отдельным детям. Робкие и замкнутые дети вряд ли станут пытаться верховодить над своими сверстниками. Общительные дети могут стремиться всеми командовать, но чаще они просто очень активны и преисполнены всяческих затей. Им не столько интересно о ком-то заботиться, сколько интересно быть лидерами.
Воспитание гигиенических навыков
Воспитание гигиенических навыков у ребенка начинается с первых месяцев жизни и продолжается в течение его детства, отрочества и юности. Оно осуществляется в тесной связи с нравственным, эстетическим и половым воспитанием.
Читайте также:
Демонстративные дети
Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.
Ребенок-командир
Склонность командовать в некоторой степени может быть присуща отдельным детям. Робкие и замкнутые дети вряд ли станут пытаться верховодить над своими сверстниками. Общительные дети могут стремиться всеми командовать, но чаще они просто очень активны и преисполнены всяческих затей. Им не столько интересно о ком-то заботиться, сколько интересно быть лидерами.
Воспитание гигиенических навыков
Воспитание гигиенических навыков у ребенка начинается с первых месяцев жизни и продолжается в течение его детства, отрочества и юности. Оно осуществляется в тесной связи с нравственным, эстетическим и половым воспитанием.