Воспитание гигиенических навыков у ребенка начинается с первых месяцев жизни и продолжается в течение его детства, отрочества и юности. Оно осуществляется в тесной связи с нравственным, эстетическим и половым воспитанием.
В грудном возрасте уже проявляется определенная активность ребенка при одевании и раздевании, приеме пищи. На втором году жизни она получает дальнейшее развитие. Вначале с помощью матери, а потом и самостоятельно малыш может снять пальто, ботинки, колготки, положить их на место. Он пытается сам есть, может брать хлеб, печенье.
Правильно воспитанный ребенок в возрасте 11—12 мес просит вытереть запачканные руки и лицо, не облизывает пальцы, не ест руками, просится на горшок, сам умывается.
Следует помнить, что в раннем возрасте и последующие годы детям необходимо выделять для личного пользования посуду, полотенце и другие предметы обихода, поскольку через них могут передаваться такие заболевания, как кариес зубов, ангина, фурункулез, туберкулез и др. Посуду, полотенце, носовые платки ребенка нужно не только тщательно мыть и стирать, но и кипятить.
Уже в грудном возрасте правильным воспитанием у ребенка вырабатывают динамический стереотип (по И.П. Павлову), то есть известное равновесие между организмом и конкретными условиями среды. Иначе говоря, ребенку прививают полезные привычки, создают здоровый ритм жизни. Например, его кормят в определенные часы и только днем. Благодаря строгому выполнению этого правила в организме младенца вырабатывается положительная реакция на кормление, он охотно и спокойно сосет грудь. Если же данный ритм нарушается или режим вовсе не соблюдается, ребенок часто плачет, плохо спит, у него расстраивается пищеварение, нервная система выходит из состояния равновесия.
Позже, в возрасте 9—12 мес, у ребенка вырабатывают более сложный стереотип. Перед кормлением ему моют руки, сажают за стол, надевают нагрудник, ставят еду, хлеб. При повторении этих действий у ребенка вырабатываются хорошая пищевая и положительная двигательная реакции. В динамический стереотип входит и время кормления, то есть прием пищи в одни и те же часы.
Недопустимо насильственное кормление грудного ребенка. Нередко родителей волнует ухудшение аппетита у заболевшего малыша и они стремятся любым путем накормить его, прибегая к насилию. Это — грубая ошибка. К вредным привычкам у детей младенческого возраста следует отнести сосание пустышки или пальца. Без пустышки ребенок вполне может оставаться спокойным. Более того, соска, находящаяся во рту ребенка в период бодрствования и во время сна, является сильным постоянным раздражителем чувствительных рецепторов рта и вызывает дисгармонию в работе органов пищеварения, сон становится поверхностным.
Мать, ухаживающая за младенцем, должна коротко стричь ногти, тщательно мыть руки с мылом перед кормлением ребенка и после любой процедуры, которая связана с инфицированием рук. Следует помнить, что в домашних условиях, даже при внешнем порядке и чистоте, микроорганизмы (особенно стафилококки) довольно распространены. В комнате, где находится грудной ребенок, ежедневно проводят влажную уборку, используя только чистые тряпки. Помещение регулярно проветривается.
В возрасте от 8 мес до 1 года 2 мес ребенка приучают к горшку, хотя он еще не просится. Нужно внимательно следить за его поведением: при позывах на физиологические отправления дети вдруг утрачивают интерес к окружающему, становятся малоподвижными (как бы замирают) или, наоборот, беспокойно сучат ножками, с тревогой смотрят на взрослых.
Независимо от желания ребенка его сажают на горшок утром — после сна и вечером — перед отходом ко сну. Если малыш проявляет беспокойство во сне, сучит ножками, его нужно посадить на горшок и ночью. Если же стул у малыша был ночью и он проснулся мокрым, высаживать его на горшок утром уже нет необходимости.
После использования горшок тщательно моют, а затем накрывают крышкой. Он должен быть удобным по форме, всегда чистым и нехолодным.
Привитие детям гигиенических навыков эффективно лишь в том случае, если родители сами строго их придерживаются. Имеют значение и методичность, настойчивость родителей. У маленьких детей гигиенические навыки вырабатываются без особого труда, но они легко и утрачиваются, если их не закреплять постоянными упражнениями.
Особое место в гигиене ребенка занимает уход за кожей, лицом, половыми органами. После каждого мочеиспускания и стула малыша обязательно подмывают теплой водой. О правильном гигиеническом содержании наружных половых органов девочки начинают заботиться с первых дней ее жизни. Девочек подмывают так, чтобы струя воды была направлена спереди назад, то есть во время этой гигиенической процедуры передняя часть туловища ребенка обращена вверх. Во время подмывания лучше пользоваться мягкой губкой или комком гигроскопической чистой ваты. Недопустимо подмывание ребенка водой, налитой в таз, так как при этом легко инфицируются не только наружные, но и внутренние половые органы девочки. До 3—4 лет девочку следует ежедневно подмывать, в дальнейшем она учится это делать сама.
Купают новорожденного в специальной ванночке, которая в других целях не используется. Если воду берут из колодца, озера или реки, то ее непременно кипятят. Такая необходимость отпадает, если ванночка заполняется водой из крана городского водопровода. В течение первого полугодия жизни ребенка купают ежедневно, во втором полугодии — через день. Ванночка должна быть эмалированной или из оцинкованного железа. После купания ее моют мочалкой с мылом и обдают кипятком. Температура воды для детей в возрасте до 6 мес составляет 37—37,5 °С, старше 6 мес — 36,5—37,0 °С. Техника купания описана выше.
Необходимо, чтобы у ребенка сложилось положительное отношение к купанию. В этом помогают игрушки и уподобление всей процедуры игре. Не следует купать малыша молча и тем более прибегать к окрику и наказанию, если он почему-то протестует. Некоторые дети негативно относятся к купанию, стрижке волос и ногтей, чистке ушей и носа. Здесь вновь на помощь матери приходят игра и игрушки, но не насилие.
По материалам сайта: http://mamka.ru/11629-vospitanie-gigienicheskix-navykov.html
Воспитание гигиенических навыков
Читайте также:
Маленький копуша
Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро - у них все "в руках горит". Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.
Почему грудные дети плачут и кричат?
Плачут дети от голода даже при хорошем как будто бы кормлении. Плач у них в этом случае вначале громкий, затем частый, жалобный. Кроме того вид ребенка невеселый, и если еще замечается постепенная потеря веса, то ясно, что ему не хватает даваемой пищи: или у мамы не хватает молока, или, если кормят ребенка искусственно, употребляемое для этого молоко недостаточно хорошо и питательно.
Полезно посидеть
Для маленьких детей несколько минут — это целая вечность. Они торопятся охватить все, поэтому постоянно переключаются с одного на другое. Малыш бросает пирамидку, собрав ее наполовину, начинает рисовать, а через минуту теряет интерес к этому и принимается за третье дело. Перед глазами малыша проходит целый калейдоскоп событий. Он развивается и познает окружающий мир, учится владеть произвольным вниманием и избирательностью восприятия постепенно, шаг за шагом.
Читайте также:
Маленький копуша
Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро - у них все "в руках горит". Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.
Почему грудные дети плачут и кричат?
Плачут дети от голода даже при хорошем как будто бы кормлении. Плач у них в этом случае вначале громкий, затем частый, жалобный. Кроме того вид ребенка невеселый, и если еще замечается постепенная потеря веса, то ясно, что ему не хватает даваемой пищи: или у мамы не хватает молока, или, если кормят ребенка искусственно, употребляемое для этого молоко недостаточно хорошо и питательно.
Полезно посидеть
Для маленьких детей несколько минут — это целая вечность. Они торопятся охватить все, поэтому постоянно переключаются с одного на другое. Малыш бросает пирамидку, собрав ее наполовину, начинает рисовать, а через минуту теряет интерес к этому и принимается за третье дело. Перед глазами малыша проходит целый калейдоскоп событий. Он развивается и познает окружающий мир, учится владеть произвольным вниманием и избирательностью восприятия постепенно, шаг за шагом.