Знаете ли вы ребенка, не знакомого со сказкой? Почему на протяжении веков из поколения в поколение тянется традиция рассказывать малышам эти странные истории? В чем их смысл? И зачем вообще нужно погружать ребенка в иллюзорный мир не существующих в действительности чудес и персонажей?
Сказки бывают разные: добрые, тревожные, непонятные, смешные… Так или иначе, все они способны оказывать влияние на развитие мышления, воображения, эмоционального восприятия ребенка. И, как ни удивительно, одна и та же сказка в разном возрасте, в разной ситуации и для разных детей может стать полезной или поучительной, бесполезной, а порой даже навредить. Чтобы научиться правильно выбирать сказки, для начала разберемся, какими они бывают и зачем, собственно, нужны.
Мудрость поколений
В народных сказках заложена огромная энергия жизни множества поколений. Например, вы никогда не задумывались, почему добро в сказках всегда реально: богатырь, царевна, волшебная фея – люди, а зло представлено в форме причудливых, странных героев: Кощеем, Бабой-Ягой, Змеем Горынычем. Суть проста: добро изначально более правдоподобно, и, что бы ни происходило в сказке, положительный заряд чувствуется с самого начала до конца. Именно поэтому хорошая сказка, подходящая ребенку по возрасту, способствует снятию тревожности, добавляет уверенности в собственном будущем.
Сегодня народные сказки подчас кажутся нам странными и нелогичными. Почему? Много столетий назад, когда не существовало еще книг и телевизоров, сказки были способом передачи информации. Народные сказания содержат множество символов, незнакомых современному человеку, но которые в Древней Руси были понятны даже детям. Например, каждый ребенок знал тогда, что золотое яйцо – это символ смерти, а Калинов мост – переход из мира живых в мир мертвых. Но неосведомленность в вопросах толкования древних сказок не означает, что их сюжеты потеряли свою актуальность. Ведь очень часто происходящее в сказке – это отражение внутренней работы героя, его переживаний, эмоций, выглядящих как череда внешних удивительных и необъяснимых событий, следующих друг за другом. Так же, как порой наши внутренние эмоциональные переживания противоречат событиям, происходящим в реальности, так и сказки кажутся неправдоподобными, странными, но удивительным образом знакомыми, уловимыми на интуитивном уровне. Каждый образ народной сказки – это символ, который может противоречить нашим представлениям о логике, но зато прекрасно воспринимается бессознательным. Мышление ребенка образно и некритично, а, следовательно, и причудливые сказочные картины прекрасно ложатся на его внутренний мир, помогая различать добро и зло, героя и злодея, понимать силу любви и мудрости, воспитывать и показывать выходы и способы решения непростых задач. Часто сюжет народной сказки – это вывернутый наизнанку внутренний мир человека, а значит, сказка – инструмент не только для понимания собственных переживаний, но и более чуткого отношения к другим людям, тонкого восприятия окружающего мира.
Любимые персонажи
В основе придуманных, авторских сказок также часто лежат народные предания. Так, известно, что Шарль Перро, позднее Якоб и Вильгельм Гримм да и многие другие сказочники целенаправленно собирали и исследовали народный фольклор. Здесь снова встречаются знакомые герои: волшебники, богатыри и рыцари, принцессы и чудовища. Другие истории, героями которых становятся выдуманные писателями сказочные персонажи, повествуют о вполне реальных, понятных событиях и персонажах: Карлсоне, Пеппи Длинныйчулок, Буратино, Мэрри Поппинс. Их сюжеты учат малыша сопереживать героям, открывают для него мир удивительных приключений, даря прекрасную возможность окунуться в них с головой, почувствовать себя их участником. Часто дети начинают проигрывать особенно полюбившиеся, запомнившиеся сюжеты. Обратите внимание на предпочтения малыша: именно с любимыми героями дети ассоциируют самих себя.
Искусство выбора
Выбирая сказку, следует обращать внимание на возраст малыша: например, известный всем Колобок порадует кроху 1-1,5 лет: сюжет повторяется, героев немного, сказка рассказывается плавно, нараспев. В 2 года эта же сказка может встревожить ребенка, который начинает понимать, что все, кто встречается на пути Колобка, не желают ему добра. А малыша старше 3-х лет она может огорчить, а то и вовсе довести до слез. Ребенок уловит скрытый негативный посыл сказки, опасность, которую она несет: бабка с дедом оставили Колобка в одиночестве – забыли о нем. Колобок один отправился в лес, символ тайн, неизвестности, и как мог защищал себя от встречных зверей. Родители – баба с дедом – не пришли на помощь Колобку, и конец сказки весьма печален. Малыш 4-4,5 лет может воспринять такой сюжет как установку недоверия к людям, в частности, к противоположному полу (Хитрая Лиса). Настороженное отношение к мужчинам может сформироваться у девочки 4-4,5 лет при прочтении сказки «Красная Шапочка», хотя в более раннем возрасте мораль сказки очевидна и безобидна: девочка должна слушаться маму, чтобы не произошло неприятностей. Присутствие в сюжете страшных чудовищ ребенком 1,5-2 лет воспринимается довольно абстрактно, а вот позже может спровоцировать появление страхов. Поэтому важно выбирать сказки, подходящие малышу по возрасту и эмоциональному состоянию. И в первую очередь ориентироваться нужно на собственную интуицию: кто как не родители могут предугадать реакцию ребенка на ту или иную историю. Если вы научитесь «чувствовать» сказку, видеть ее скрытый смысл и символическое значение, очень скоро вам не составит труда ответить на вопрос, подходит эта история вашему карапузу или нет.
Сказкотерапия
Если подобрать сказку не только соответственно возрасту малыша, но принимая во внимание особенности его темперамента, она станет прекрасным инструментом воспитания и развития. Терапевтическое воздействие сказки на человека доказывает существование такого направления практической психологии, как сказкотерапия. Для того чтобы обратить внимание ребенка на отдельные черты его личности, помочь преодолеть их, подберите подходящие сказки. Например, доверчивому, но непослушному малышу пойдет на пользу знакомство с Буратино, фантазеров и выдумщиков впечатлят приключения Пеппи Длинныйчулок, жадине интересно будет послушать «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и работнике его Балде». Знакомые бытовые картины позволяют малышу найти ответы на многие вопросы, на примере показать, как можно решить ту или иную казавшуюся затруднительной ситуацию.
Для этого вы можете использовать добрые, поучительные, понятные сказки (например, сказки В. Кротова) или сами стать автором сюжета, где главный герой будет отдаленно напоминать внешне и чертами характера вашего ребенка. Таким образом, с помощью сказки, вы можете передать своему ребенку собственную мудрость, совет, знание о мире, точно так же, как делали это много веков назад наши предки. И этот способ будет в тысячу раз эффективнее занудных воспитательных бесед. Проверено временем!
По материалам сайта: http://mamka.ru/8209-skazki-ryadom.html
Сказки рядом
Читайте также:
Карнавал и его герои
Новый Год – любимый детский праздник. Елки, подарки, праздничные украшения, огни, ожидание чудес… И конечно же, источник будущих приятных воспоминаний – новогодний карнавал. А для родителей это источник волнений - как выбрать костюм для любимого чада, и чтобы непременно лучше всех?
Няня: 12 сложных ситуаций
Не всегда легко доверять ребенка посторонним людям. Мы хотим быть на сто процентов уверены в компетентности человека, который будет смотреть за нашим драгоценным чадом целый день.
Я хочу!
Даже если не ходить в преддверии новогодних праздников с ребенком по магазинам, от созерцания праздничных витрин все равно можно потерять голову. Игрушки, упакованные в необычайно красивые коробочки, так и манят к себе, нередко выводя из равновесия наших впечатлительных малышей.
Читайте также:
Карнавал и его герои
Новый Год – любимый детский праздник. Елки, подарки, праздничные украшения, огни, ожидание чудес… И конечно же, источник будущих приятных воспоминаний – новогодний карнавал. А для родителей это источник волнений - как выбрать костюм для любимого чада, и чтобы непременно лучше всех?
Няня: 12 сложных ситуаций
Не всегда легко доверять ребенка посторонним людям. Мы хотим быть на сто процентов уверены в компетентности человека, который будет смотреть за нашим драгоценным чадом целый день.
Я хочу!
Даже если не ходить в преддверии новогодних праздников с ребенком по магазинам, от созерцания праздничных витрин все равно можно потерять голову. Игрушки, упакованные в необычайно красивые коробочки, так и манят к себе, нередко выводя из равновесия наших впечатлительных малышей.