Мысль отправить ребенка в детский лагерь редко приходит родителям дошкольников и первоклассников сама по себе: мол, давай-ка пошлем ребенка в лагерь, а сами тут отдохнем, решим все накопившиеся проблемы. Тема лагеря приходит извне...
Отдых: профессионально и душевно
Перед началом летних отпусков ваш ребенок вдруг просит отправить его в лагерь - весь класс едет и учитель физкультуры вместе с ними. Или едут дети ваших друзей (правда, они постарше) и зовут вашего ребенка с собой, описывая все радости, которые их ждут: катанье на лошадях, экскурсии, купанье. Или на работе кто-то из сотрудников предлагает вам путевку (купили заранее, а ребенок заболел), и на вашу реплику «Да мой еще маленький» вам отвечают: «Почему маленький? Наш как раз с шести лет ездит».
У такой поездки есть свои плюсы. Во-первых, это выход для тех родителей, которые из-за работы не могут вывезти ребенка за город и вообще как-то организовать его каникулы. Во-вторых, это важный опыт самостоятельности для ребенка, возможность побывать в новом месте, получить от поездки удовольствие. И, наконец, в-третьих, мамы и папы могут немного отдохнуть от родительских обязанностей, сделать дела, которые долго откладывались из-за нехватки времени.
Но родительских опасений гораздо больше: не будет ли ребенок скучать по дому, справится ли сам с мытьем-одеваньем, понравится ли ему столовская еда, не будут ли его обижать, хорошо ли заботятся воспитатели о безопасности, не научит и они разнообразны, вы можете меньше бояться, что ваш ребенок будет сильно скучать по дому, ведь у него на это просто не останется времени. Если есть такая возможность, познакомьтесь с воспитателями, расскажите об особенностях характера своего ребенка. Для маленьких детей, таких как ваш, хорошо бы, чтобы воспитателем была женщина. В ее силах уследить за теми бытовыми проблемами, с которыми ваш малыш (да и многие другие) не справится сам: напомнить, чтобы почистил зубы, оделся по погоде и т. п.
Потренируйте ребенка делать то, что он умеет еще не очень хорошо: завязывать шнурки, причесываться, заправлять рубашку в брюки. Но вряд ли вам удастся решить эти проблемы в столь сжатые сроки. Лучше положите своему чаду в сумку обувь без шнурков и футболки, которые не надо заправлять. Кстати, поездка будет поводом всему научиться.
Возможные проблемы
Как показывает опыт, одна из главных бытовых проблем, с которыми сталкиваются маленькие дети в детском лагере, - «что и где лежит у меня в сумке». Аккуратно разложив вещи по пакетам и показав ребенку все эти пакеты (с подробными комментариями - где лежат носки, трусы, футболки, какая одежда у него для улицы, а какая для сна), вы вовсе не застрахованы от возможности забрать его через две недели в той же одежде, в которой он был в день отъезда. Чтобы вашему отдыхающему было легче разобраться, приклейте к пакетам или отделениям сумки цветные надписи: «носки», «футболки», «свитер», «зубная щетка и паста».
Готов ли ваш ребенок к такой поездке психологически, нужно разобраться до отъезда. Особенно, если ребенок будет ездить в подобные лагеря и позже, когда станет постарше. Одна неудачная поездка может отбить у него охоту куда-то ездить самостоятельно навсегда.
Ребенок готов к поездке, если... он любит свой детский сад, легко находит общий язык с детьми, не устает от длительного общения с ними, наоборот, получает от этого удовольствие, уже достаточно самостоятелен в быту и обычно легко переносит разлуку с вами (например, он уже гостил один у ваших родственников, и проблем не возникало).
Ребенок не готов к поездке, если... он быстро устает от детей, не привык решать свои бытовые проблемы сам, брезглив (посещение общего туалета, которым дети обычно пользуются неаккуратно, - для него стресс), привередлив в еде, очень привязан к родителям, с трудом переносит разлуку с ними.
Непросто будет и такому ребенку, который дома ведет себя прямо скажем плохо, но боится быть непослушным с чужими: воспитатель будет хвалить его за примерное поведение, а сам малыш будет в постоянном напряжении, не совместимом с отдыхом. Но и такие «неприспособленные» дети тоже хотят поехать в лагерь. И ваша задача - определить, насколько сильно это желание и до какой степени осознанно.
Также обратите внимание на поведение ребенка: если до последнего дня он говорит о поездке с энтузиазмом и так сильно хочет поехать, что никакие трудности его не пугают, вы можете надеяться, что поездка пройдет благополучно. Но если вы видите, что первый порыв прошел и ваш ребенок становится все печальнее по мере того, как приближается день отъезда, поездку лучше отменить -пусть даже деньги уже вернуть нельзя. Только сделайте так, чтобы малыш отказался от поездки сам, а не под вашим давлением.
Предложите ему перечислить причины, по которым он хочет поехать в лагерь, и те, которые его смущают. Для отказа от поездки достаточно, чтобы причины «за» и «против» разделились поровну - пятьдесят на пятьдесят. Это означает, что ребенок сам не знает, ехать ему или нет, и первая же неприятность испортит ему поездку.
Как сделать, чтобы ребенок сам отказался от поездки в лагерь?
1. Просите малыша перечислить аргументы в пользу поездки: например - «там я узнаю много нового, познакомлюсь с ребятами, буду купаться в реке, увижу в лесу живого ежика и пр.
2. Пытаетесь разрушить его аргумен-/ты теми, которые, как вы знаете, могут на него повлиять. Например: «Да, там есть лес, но в этом лесу темно и страшно», «Да, там есть река. Но купаться в ней нельзя, потому что она холодная».
3. Предлагаете ему альтернативу, ко-Оторая может заменить эту поездку: «Ты не поедешь в лагерь, но зато каждые выходные мы будем ездить на природу», или «В нашем лесу больше ежиков, чем в том, куда ты собирался поехать» и т. д.
4. Закрепляете результат, выясняя чувства ребенка: «Итак, ты согласен, что тебе не надо ехать в лагерь?»
Если же причин, по которым ребенок хочет отправиться в лагерь, все-таки больше, чем 50%, подтолкните его к решению поехать.
Как выстраивается аргументация в пользу того, чтобы ребенок поехал в лагерь?
1. Проясняете все его аргументы -почему не надо ехать. Например: «Потому что там нет мамы, потому что там нет компьютера, потому что это далеко».
2. Пытаетесь разрушить его аргумен-/ты теми, которые, как вы знаете, могут на него повлиять, например: «Да, там нет мамы, но зато мама тебе будет каждый день звонить, а там есть река, где можно купаться». Или: «Да, там нет компьютера, но зато там есть лошадь, а компьютер и так у тебя останется - когда ты приедешь, то сможешь в него играть».
3. Закрепляете результат, выяснив Эчувства ребенка: «Итак, ты согласен, что тебе надо ехать в лагерь?»
Вернуться веселым и отдохнувшим
Не отправляйте малыша сразу на месяц. Десять-двенадцать дней вполне достаточно для первого раза. И не отправляйте далеко. Возможно, уже через несколько дней вам придется поехать его забрать.
К сожалению, тщательная подготовка поездки не гарантирует на сто процентов хорошего отдыха вашему ребенку. То, что понравилось другим детям, с которыми вы общались, не обязательно понравится вашему ребенку, а воспитатель, показавшийся вам милым и добрым человеком, может стать для ребенка настоящим фельдфебелем.
Огромную роль играет и погода: естественно, все хотят купаться и загорать, но как назло зарядил дождь.
В результате - дети сидят в корпусах и томятся от скуки. И, как правило, в такой ситуации они сразу же начинают проситься домой.
Не думайте также, что если ваш ребенок поехал со старшими детьми друзей, то он будет под присмотром. Обычно, у них другие дела, игры, и заботиться о вашем малыше им будет недосуг. Посоветуйтесь с воспитателем, кому лучше (воспитателю или ребенку) дать деньги на карманные расходы и мобильный телефон. Некоторые воспитатели советуют не созваниваться с ребенком первые два-три дня, а телефон отдать на время воспитателю, потому что так детям будет легче адаптироваться. Первые дни, чтобы узнать о самочувствии малыша в лагере, вы звоните только воспитателю, а через пару дней уже можете поговорить с ребенком. Но если вам и малышу удобнее другая схема, обсудите ее с воспитателем.
Однако при том, что такая поездка связана с разного рода трудностями и беспокойством, достаточно много детей начинают ездить в детские лагеря довольно рано и хорошо проводят там время, возвращаясь домой веселыми, отдохнувшими и повзрослевшими.
К ВАШЕМУ СВЕДЕНИЮ
Учтите, что, приехав в лагерь в гости, вы можете обнаружить своего малыша расстроенным. При этом сами ничего плохого там не увидите. Причина проста: то, что хорошо для вас, - совсем не обязательно хорошо и для ребенка. Что же делать в этом случае - забирать «страдальца» из лагеря или оставлять? На этот вопрос не так-то просто ответить. Пусть ваше решение будет максимально взвешенным, обязательно посоветуйтесь с работниками лагеря.
Родион Чепалов, психолог (Санкт-Петербург)
Журнал «Мой Кроха и Я» июнь 2009
Детский лагерь
Читайте также:
Умения малыша в 10 месяцев
Малыши уже хорошо могут стоять и подниматься из сидячего положения, опираясь на что-либо. Также вы можете заметить, что он самостоятельно играет в «ку-ку», завлекая вас своей обворожительной улыбкой. К тому же ребенок будет уже осознанно сильно злиться и отчаянно плакать, если вы забираете у него игрушку. При игре с другими малышами вы также будете видеть, что малыш отчаянно пытается забрать все свои игрушки у друзей, а то и с криками.
Повышаем скорость чтения
В школе ребенка ожидает роковой тест, который называется «скорость чтения». Если вы и понадеялись на то, что вашего ребенка в школе будут учить читать, то очень скоро поймете: его не столько учат, сколько от него требуют. Неприятное открытие, особенно когда ребенок с этими требованиями не справляется. Ну, нет у него требуемой скорости чтения, и все тут. Что можно с этим поделать? Давайте попробуем помочь малышу.
Особенности ходьбы и бега ребенка 2-3 лет
Одним из приобретений детей третьего года жизни является возрастающая целенаправленность движений. Дети второго года жизни очень часто с увлечением просто двигаются: ходят, лазают, возят тележки.
На третьем году ребенок, как правило, двигается с какой-то целью: тележку нагружает кубиками и везет на стройку, переходя с места на место, старается поймать бабочку; влезает на стул, чтобы достать с полки пирамидку. Совершенствуются и сами основные движения.
Читайте также:
Умения малыша в 10 месяцев
Малыши уже хорошо могут стоять и подниматься из сидячего положения, опираясь на что-либо. Также вы можете заметить, что он самостоятельно играет в «ку-ку», завлекая вас своей обворожительной улыбкой. К тому же ребенок будет уже осознанно сильно злиться и отчаянно плакать, если вы забираете у него игрушку. При игре с другими малышами вы также будете видеть, что малыш отчаянно пытается забрать все свои игрушки у друзей, а то и с криками.
Повышаем скорость чтения
В школе ребенка ожидает роковой тест, который называется «скорость чтения». Если вы и понадеялись на то, что вашего ребенка в школе будут учить читать, то очень скоро поймете: его не столько учат, сколько от него требуют. Неприятное открытие, особенно когда ребенок с этими требованиями не справляется. Ну, нет у него требуемой скорости чтения, и все тут. Что можно с этим поделать? Давайте попробуем помочь малышу.
Особенности ходьбы и бега ребенка 2-3 лет
Одним из приобретений детей третьего года жизни является возрастающая целенаправленность движений. Дети второго года жизни очень часто с увлечением просто двигаются: ходят, лазают, возят тележки.
На третьем году ребенок, как правило, двигается с какой-то целью: тележку нагружает кубиками и везет на стройку, переходя с места на место, старается поймать бабочку; влезает на стул, чтобы достать с полки пирамидку. Совершенствуются и сами основные движения.
На третьем году ребенок, как правило, двигается с какой-то целью: тележку нагружает кубиками и везет на стройку, переходя с места на место, старается поймать бабочку; влезает на стул, чтобы достать с полки пирамидку. Совершенствуются и сами основные движения.