Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
В одном современном журнале попалась на глаза фраза: «В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца». Но почему же мы забыли о наших народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Следует срочно принять меры для развития движений рук, если:
к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;
к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими;
к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;
к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;
к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой;
к концу 8 месяца ребенок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;
к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;
к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому;
в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
к 1 году 5 месяцев не ставит кубик на кубик, не пытается собирать пирамидку;
к 1 году 7 месяцев не разворачивает завернутый в бумагу предмет;
к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
к концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
к 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.
По материалам книги Е.Н. Краузе «Логопедия»
Материал подготовили
инструкторы по раннему развитию детей
Алена Марченко и Лина Соколовская
По материалам сайта: http://www.dolonki.com.ua/talking_4.php
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
Читайте также:
Развитие самостоятельности детей 2 – 3 лет
Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.
Признаки одаренности
Многие родители зачастую ошибочно клеят на своих чад ярлык «проблемный ребенок». Ведь их таланты могут быть скрыты, им может быть трудно общаться со сверстниками и преподавателями, он может плохо справляться с повседневными делами, иметь пробелы в самоорганизации.
Соска влияет на развитие речи ребенка
Соска помогает решить множество проблем, и, если ее использовать в меру, не вредит здоровью и развитию детей. Исследователи, наблюдавшие за детьми из Патагонии, Чили, выяснили, что дети, более трех лет сосущие соску или пальцы, в три раза чаще сталкиваются с проблемами речевого развития. Вскармливание грудью, напротив, положительно влияет на развитие артикуляции.
Читайте также:
Развитие самостоятельности детей 2 – 3 лет
Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.
Признаки одаренности
Многие родители зачастую ошибочно клеят на своих чад ярлык «проблемный ребенок». Ведь их таланты могут быть скрыты, им может быть трудно общаться со сверстниками и преподавателями, он может плохо справляться с повседневными делами, иметь пробелы в самоорганизации.
Соска влияет на развитие речи ребенка
Соска помогает решить множество проблем, и, если ее использовать в меру, не вредит здоровью и развитию детей. Исследователи, наблюдавшие за детьми из Патагонии, Чили, выяснили, что дети, более трех лет сосущие соску или пальцы, в три раза чаще сталкиваются с проблемами речевого развития. Вскармливание грудью, напротив, положительно влияет на развитие артикуляции.