Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка:
совершенствуются навыки самообслуживания;
играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками 2-3 последовательных эпизода из жизни;
самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках, постройках задуманное.
Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал, полить растения, покормить рыбок и птичек, перед обедом расставить тарелки, салфетницы, разложить ложки.
У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе делать, наблюдать за чем-то интересным.
Для своевременного формирования самостоятельности родители сообщают детям их маленькие обязанности: одежду беречь, игрушки не разбрасывать, охотно выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда старший брат готовит уроки, когда находишься в спальне.
Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт: дети могут раздеться, завернуть рукава, вымыть руки, если одежда удобна.
Воспитывая самостоятельность, взрослый объясняет, показывает (могут быть натуральные действия, например при умывании, или инсценированные с предметами), если нужно, часть работы выполняет сам. В процессе показа и после него ребенку задают разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того иди иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок понял, почему так нужно поступать.
По мере накопления малышом конкретных сведений взрослые меньше показывают, а больше предоставляют детям возможность действовать по словесному указанию. Однако, чтобы движения, действия детей были точны, вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям.
Важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания посторонних к проявлениям его самостоятельности. Тогда ребенок будет стараться самостоятельно найти себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому малышу, который в ней нуждается.
По материалам сайта: http://ivona.com.ua/deti/important/6403-razvitie-samostoyatelnosti-detej-2--3-let
Развитие самостоятельности детей 2 – 3 лет
Читайте также:
Признаки одаренности
Многие родители зачастую ошибочно клеят на своих чад ярлык «проблемный ребенок». Ведь их таланты могут быть скрыты, им может быть трудно общаться со сверстниками и преподавателями, он может плохо справляться с повседневными делами, иметь пробелы в самоорганизации.
Соска влияет на развитие речи ребенка
Соска помогает решить множество проблем, и, если ее использовать в меру, не вредит здоровью и развитию детей. Исследователи, наблюдавшие за детьми из Патагонии, Чили, выяснили, что дети, более трех лет сосущие соску или пальцы, в три раза чаще сталкиваются с проблемами речевого развития. Вскармливание грудью, напротив, положительно влияет на развитие артикуляции.
Поговорим? Грамматика и звукопроизношение ребенка 2-3 лет
В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания. Они употребляют глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяют их по лицам, используют союзы и предлоги.
Читайте также:
Признаки одаренности
Многие родители зачастую ошибочно клеят на своих чад ярлык «проблемный ребенок». Ведь их таланты могут быть скрыты, им может быть трудно общаться со сверстниками и преподавателями, он может плохо справляться с повседневными делами, иметь пробелы в самоорганизации.
Соска влияет на развитие речи ребенка
Соска помогает решить множество проблем, и, если ее использовать в меру, не вредит здоровью и развитию детей. Исследователи, наблюдавшие за детьми из Патагонии, Чили, выяснили, что дети, более трех лет сосущие соску или пальцы, в три раза чаще сталкиваются с проблемами речевого развития. Вскармливание грудью, напротив, положительно влияет на развитие артикуляции.
Поговорим? Грамматика и звукопроизношение ребенка 2-3 лет
В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания. Они употребляют глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяют их по лицам, используют союзы и предлоги.