Среди альтернативных форм получения среднего образования особняком стоит надомное обучение. Право на надомное обучение имеют только дети с нервно-психическими или соматическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды. Для оформления надомного обучения необходимо оформить медицинскую справку с заключением комиссии из трех врачей и написать заявление на имя директора школы. При этой форме обучения для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, с учетом его возраста, класса и состояния здоровья. Ребенок может обучаться по общей или вспомогательной программе.
Вспомогательная программа обучения обычно составляется для детей, страдающих психическими заболеваниями, и при тяжелой степени инвалидности. В любом случае режим учебы при надомном образовании существенно облегчен. Продолжительность одного урока строго не регламентируется и зависит от состояния ребенка на данный момент. Временной разброс составляет от 20 минут до 2-х часов, в среднем - 30 минут. Как правило, в течение дня у ребенка имеется 2-3 урока. В соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 г. N 93-01-703/11-14 количество часов учебного плана составляет: в I-IV классах - 8 часов, в V-VIII классах - 10 часов, в IX классе - 11 часов, в Х-ХI классах - 12 часов в неделю.
При этом решение о распределении часов по предметам принимают отделы народного образования на местах. Из программы исключены второстепенные предметы: музыка, рисование, труд, физкультура, МХК, ОБЖ... Учебный год у таких ребятишек начинается, как обычно, 1 сентября и продолжается в 1 классе не менее 30 недель, во 2-11 классах – не менее 34 недель. Регламентируется и продолжительность каникул: летние - не менее 8 недель, каникулы в течение учебного года суммарно – не менее 30 дней. При надомном обучении по общеобразовательной программе после сдачи итоговой аттестации ученик получает обычный государственный аттестат установленного образца, при обучении по вспомогательной программе – аттестат особого образца с указанием пройденной программы обучения.
Обучение детей на дому создает дополнительные сложности для учителей, многие из них отказываются от таких занятий, поэтому в некоторых случаях, когда состояние здоровья ребенка это позволяет, оформляется так называемое частично надомное обучение. При этой форме обучения для ребенка составляется персональное расписание, и он занимается в стенах школы в индивидуальном порядке. Не возбраняются и занятия вместе со своим классом. Таким образом, больной ребенок имеет возможность общаться со сверстниками, приобретает навыки публичных выступлений, в меньшей степени ощущает свою обособленность. С другой стороны, при необходимости прохождения планового курса терапии, санаторно-курортного лечения, при обострении заболевания исключается вероятность его отставания от программы.
Полный перечень заболеваний, дающий право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г № 17-13-186. В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, субкомпенсированные врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологичесие заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).
Многих родителей пугает сама мысль об обучении ребенка в домашних условиях. Но большинство страхов надуманные. Уровень подготовки при альтернативных формах обучения нередко оказывается выше, так как ученик имеет возможность углубленного изучения любимых предметов. Переживания по поводу отсутствия общения со сверстниками тоже лишены основания: ребенок может общаться в кружках и секциях, во время прогулок во дворе (особенно, если речь идет об экстернате или семейном обучении), а при надомном обучении ребенка-инвалида Вы ограждаете его от возможного унижения и издевательств (к сожалению, дети часто бывают жестоки).
Обучаясь в домашних условиях, ребенок избегает многих конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, частенько возникают в современных школах. И хотя некоторые психологи считают это недостатком надомного обучения, позвольте с ними не согласиться. По статистике, почти 90% (!) выпускников имеют хронические заболевания внутренних органов и те или иные проявления невроза, и я не вижу ничего плохого в попытке защитить своего ребенка от этих проблем. Единственное, о чем должны помнить родители: после окончания школы ребенку предстоит дальнейшая учеба и самостоятельная жизнь, и если Вы собираетесь взять ответственность за его образование на себя, заранее реально взвесьте свои силы и возможности.
Автор: Татьяна Шитова, педиатр
По материалам сайта: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=7417
Альтернативные формы школьного обучения. Часть 2
Читайте также:
Режим - залог успешной учебы
В школе трудно всем — детям, родителям, учителям. Почему? Можно ли как-то минимизировать потери здоровья и психики?
Для первоклассников, даже хорошо подготовленных к школе, физиологически и психологически зрелых, первые 2-4 недели адаптации очень сложны. Идет коренная перестройка жизни ребенка. Меняется всё: режим дня, взаимоотношения с людьми, появляются новые требования и новые обязанности, а самое главное — другой вид деятельности.
В первый класс: готов ли ваш ребенок?
Первое сентября приближается и привносит в обыденную жизнь родителей новые нюансы: теперь приходится думать еще и о новом учебном годе. Особенно острая ситуация у родителей будущих первоклашек. Кроме покупки ранцев, книжек и тетрадей нужно учесть то, насколько ваш ребенок готов идти в школу.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.
Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.
Читайте также:
Режим - залог успешной учебы
В школе трудно всем — детям, родителям, учителям. Почему? Можно ли как-то минимизировать потери здоровья и психики?
Для первоклассников, даже хорошо подготовленных к школе, физиологически и психологически зрелых, первые 2-4 недели адаптации очень сложны. Идет коренная перестройка жизни ребенка. Меняется всё: режим дня, взаимоотношения с людьми, появляются новые требования и новые обязанности, а самое главное — другой вид деятельности.
Для первоклассников, даже хорошо подготовленных к школе, физиологически и психологически зрелых, первые 2-4 недели адаптации очень сложны. Идет коренная перестройка жизни ребенка. Меняется всё: режим дня, взаимоотношения с людьми, появляются новые требования и новые обязанности, а самое главное — другой вид деятельности.
В первый класс: готов ли ваш ребенок?
Первое сентября приближается и привносит в обыденную жизнь родителей новые нюансы: теперь приходится думать еще и о новом учебном годе. Особенно острая ситуация у родителей будущих первоклашек. Кроме покупки ранцев, книжек и тетрадей нужно учесть то, насколько ваш ребенок готов идти в школу.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.
Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.
Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.