Комната ребенка подчас напоминает поле средневекового побоища или раскопки древнего городища, в одночасье оставленного археологами. Однако унынию и негодованию здесь не место! Существует весьма эффективная и увлекательная методика поддерживать порядок в детской. Стоит только отбросить стереотипы и поверить в уникальность себя и своего малыша!
Прежде всего прогоним сулящую минутное наслаждение и недолгое облегчение мысль достать мешок для мусора и НЕМЕДЛЕННО зашвырнуть туда все, что мешает цивилизованным людям получить доступ к желаемым благам. Введение и поддержание всякой системы требует ясного осознания ее необходимости! Заменим строгое слово «порядок» на более жизненное – «организованность».
Ведь что означает первое? В суровой жизненной реальности сформулировать понятие «порядок» как раз и навсегда застывшие правила невозможно. Каждый из нас уникальная личность. И окружающее пространство отражает вкусы и пристрастия хозяина. Для кого-то идеал – японский минимализм: добротное ковровое покрытие и тыква в углу гостиной – вдохновляющий пример нужных в обиходе предметов. Для другого важны выставленные напоказ «прелестные креслица», кремовые занавески, дизайнерский домик для кота и несколько сортов церемониального китайского чая. Спорить об этом бессмысленно и непродуктивно. Обратимся ко второму понятию. Какое пространство вы считаете удачно организованным? Ответ очевиден: то, которое позволяет владельцу радостно жить, т. е. легко и свободно достигать поставленных целей. А значит, в комнате ребенка не должен царить теоретический «порядок», навязанный кем-то из взрослых, даже любимых и уважаемых. Детская должна отражать личность вашего малыша.
В поисках «космоса»
Греки считали, что «космос» (в переводе «порядок», отсюда и «косметика» – порядок на лице) родился из хаоса. Поэтому для начала окинем взглядом комнату ребенка. Попробуем не оценивать и тем более не критиковать привычки и увлечения ребенка, даже если количество пучеглазых монстриков превышает все мыслимые пределы, а написанные гуашью портреты обаятельных обитателей Карибского моря образовали внушительную галерею. Вспомним хрестоматийные страницы. Любимая пушкинская героиня Татьяна Ларина с придыханием входит в кабинет Мужчины Ее Мечты Евгения Онегина. Она бережно и внимательно изучает предметы, книги, безделушки, пытаясь разгадать и понять любимого человека. И наши козыри – исследовательское любопытство и НЕПРЕМЕННОЕ взаимодействие с ребенком!
А теперь присмотритесь: что в этом хаосе все же имеет аккуратный вид? Может быть, все цветные мелки, фломастеры или кисточки аккуратно сложены в коробочку и поставлены на нижнюю полку шкафа, потому что их так легко складывать и водворять на место? А может, вы обнаружили идеально висящие кукольные платья? Разгадка: у юной барышни вешалок и плечиков достаточно, чтобы с легкостью разместить модный гардероб, и маленькая мама обожает перебирать и «инспектировать» «дочкины» наряды. Даже микроскопический островок организованности – гарантия будущего роста!
А теперь, отталкиваясь от этого островка порядка, попытайтесь выяснить у ребенка, в чем же, собственно, проблема. Корректно и уважительно задавайте вопросы: сейчас мы должны выяснить проблемы ребенка, а не факторы раздражения взрослых. По-вашему, комната малыша – это какой-то восточный базар. К балкону не пройти, кругом «сокровища шейха»! А с точки зрения ребенка, шкаф высокий и трудно доставать все для поделок. Нет места, чтобы устроить уже упомянутый вернисаж.
Или вы в ужасе от стихийного соседства мягких игрушек, обуви и кроткой семьи хомячков. А малыш просто не знает, куда все это положить. Да и мягкие игрушки его уже давно не интересуют. Можно, конечно, оставить Кота в сапогах и бежевую черепаху...
Детей страшно раздражает и нервирует, если вещи трудно достать и нелегко вернуть обратно, если место хранения находится далеко от того, где эти предметы регулярно используются, если что-то вываливается, плохо держится, чехол или коробка не подходят по размеру... Согласитесь, в этом есть доля (еще какая!) здравого смысла! Дети по сути своей философы, и им жалко тратить усилия на нелогичные, энергозатратные и во многом лишенные смысла действия. Если вы обнаружили дюжину книг под кроватью, вспомните, где расположен книжный шкаф, а где регулярно происходит общение с мировой словесностью. Не будет ли ежедневная переноска книг с места на место Сизифовым трудом, который, как вы помните, был наказан богами и обречен на бессмысленное перекатывание огромного камня в гору и обратно?
Следующий шаг – определить,что для вашего ребенка чрезвычайно важно в этот период. Какие виды деятельности? Одному нравится лепить и вырезать из дерева, другому – музицировать. Третий готовится стать кинологом, пусть его питомцы пока плюшевые, но им необходим игрушечный вольер, место для собачьих аксессуаров, пустое пространство для «прогулки».
Кроме того, важно учесть и то, как еще используется детская. Если вам удобно вместе смотреть семейные фотографии, хорошие фильмы или заниматься рукоделием, пока малыш засыпает, считайте этот момент значительным и требующим специальной организации.
Для чего быть организованным?
Непременно задайте этот вопрос ребенку. Ответы, которые вы получите, будут примерно такими: «Чтобы игрушки больше не терялись»; «Чтобы у мамы было всегда хорошее настроение»; «Чтобы бабушка подольше читала книжки вслух и не приходилось искать их каждый вечер». А в дальнейшем постарайтесь поддерживать мотивацию юного хозяина комнаты. А теперь нужно перечислить основные причины, по которым ребенок «устраивает беспорядок»:
* Уборка – скучное и нетворческое занятиеВнесем элемент эстетики и свободного выбора: большинство детей обожает класть вещи в аккуратные пространства (модули) привлекательного цвета.
* У вещей нет места «постоянной регистрации»или ребенок просто не знает, куда их положить. Наша стратегия: каждой вещи – свое место.
* Хранение часто используемых вещей неудобно для ребенка: слишком высоко, трудно открыть, достать и т. п.
* Сложная для малыша логика расстановки предметовВозможно, бабушке и понятно, для чего на первой полке коллекция сахарниц, а прямо за ними – место для запасных частей конструктора. Однако ждать, что ребенок каждый раз будет складывать их обратно, одновременно любуясь тонким фарфором, – утопия.
Планирование «шагов»
Выделим рабочие зоны, выдвинем идеи для более эффективного использования пространства, определим время, которое нам понадобится и наметим план действий:
* Составим табличку в три колонки: что мы делаем в детской, какие предметы для этого нужны и где их удобно и логично хранить. Например, «сон» включает в себя подготовку к нему и чтение на ночь. Соответственно, во вторую колонку внесем «подушки-одеяла», не забудем любимую игрушку и переместим книжный шкаф поближе к кровати. Если вы, скажем, любите гладить в этой комнате, внесите этот вид деятельности в список и оборудуйте УДОБНУЮ и БЕЗОПАСНУЮ рабочую зону. Утюг уберите подальше от крохи, но не от вас. Гладильная доска изящным движением «хрупкой женской руки» прячется за шкаф.
* С сантиметром исследуем скрытые резервы комнаты: возможно, потребуется прибить несколько новых полочек, повесить «карманы» на обратную сторону двери, протянуть веревку вдоль стен на уровне роста ребенка и вручить юному живописцу яркие прищепки – пусть устраивает выставки. Есть места под кроватью и полки во всю стену, пробковые доски и прозрачные коробочки для мелких предметов.
* Оценим время: действуем медленно, у нас мягкая, «бархатная» революция. Подготовка к преобразованиям может занять неделю (магазин, папа с дрелью), активные действия – от 5-ти до 9-ти часов. Зато на поддержание желанного порядка будет уходить не более 10 минут, но – каждый день.
Решительное действие
Начинаем уверенно действовать: отсортировываем вещи, избавляемся от балласта, находим всему свое место и раскладываем в соответствии с планом.
Пожалуйста, не пропускайте этап сортировки: «необходимое», «дорогое как память, но не используемое» и «уже не актуальное». Бережно разберите «культурные слои», постоянно советуясь с ребенком. Что-то можно подарить, отдать в добрые руки, на время поместить в кладовку. Каждую группу вещей – в отдельный подписанный ящик, стопку или пакет. Раскладывая вещи, почаще просите ребенка отвечать на вопрос, как часто используется данная вещь и где ей отвести постоянное место? Честно отработав этот этап, вы избежите дальнейших сожалений о том, что выбросили что-то нужное, попавшееся под горячую руку.
После этого можно принести большой пакет и радостно сложить в него то, что малышу больше не понадобится. Если вам больно расставаться с десятком-другим памятных носовых платков, первых чепчиков, старых поделок из яичной скорлупы, легко отпустите их. Сфотографируйте коллекцию или оставьте по одному предмету из каждой категории и уберите в отдельную коробку, время от времени инспектируя содержимое и предаваясь сладким сентиментальным настроениям.
Ключевой момент – вместе с малышом, учитывая составленную таблицу и ошибки прошлого, найдем каждой вещи собственный «домик» и вручим «ордера»! Больше творчества и фантазии: можно использовать все, что сочтете нужным, и все, что вызывает восторг малыша. Плетеные корзины, пластмассовые емкости для вилок и ложек, зубных щеток и офисных принадлежностей разумно использовать не по назначению. Главное, чтобы с вещами было легко обращаться: альбомы и краски хранятся близко от столика для рисования, одежда по сезону и размеру в доступном отделении шкафа. Недостаточно один раз указать: это для белья. Терпеливо проговорите с малышом: здесь живет одежда для дома, там – для спорта, чуть повыше – для праздников. Классификация может быть любой, но непременно удобной и доступной ребенку.
Дети по сути своей философы,
и им жалко тратить усилия на
нелогичные, энергозатратные
и во многом лишенные смысла
действия.
Промаркируем ящики и коробки, сделаем красочные ярлыки. К нашим услугам картинки, фотографии, простейшие надписи. Можно вырезать фигурки из плотной бумаги и оформить их наподобие дорожных знаков: «ботинок», «кисточка», «молоток». Пришла пора насладиться плодами трудов в уютной, грамотно организованной комнате.
Однако придется потратить еще некоторое время, чтобы сформировать навык самоорганизации. Не ждите мгновенных результатов. Поощряйте и подбадривайте ребенка. Устанавливайте четкий график и временной лимит наведения порядка: 10 минут и не секундой больше! Награждайте, хвалите за каждую «уборочную» инициативу. Включайте веселую музыку, придумайте бонусы и не забывайте обновлять систему: мир вещей развивается вместе с малышом.
По материалам сайта: http://rastim-baby.ru
Порядок в детской
Читайте также:
Воспитываем ребенка без шлепанья
Не всегда родители осознанно шлепают ребенка. В большинстве случаев, это происходит, когда мама и папа теряют терпение, изматываются либо чувствуют себя в отчаянии. Порой они могут отшлепать ребенка потому, что уже несколько раз повторили ему, что что-то делать нельзя, а до малыша это пока не дошло. Все родители знают, как бывает досадно и обидно, когда дети не слушают их.
Воспитание по-французски
Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам.
О бабушках. С любовью
«Любите ли вы нашу бабушку так, как люблю ее я?» – невозмутимо задал вопрос изумленной маме пятилетний Роман, вытаскивая из-под груды песка бабушкин футляр из-под очков. Мама, оценив крылатую фразу, так неуместно звучащую из юных уст, была озадачена. В глубине души вопрос сына затронул чтото чрезвычайно значимое, даже болезненное. А действительно, любим ли мы бабушку? И главное, искренне ли мы доверяем ей, точнее делегируем самую важную родительскую функцию – быть воспитателем наших детей?
Читайте также:
Воспитываем ребенка без шлепанья
Не всегда родители осознанно шлепают ребенка. В большинстве случаев, это происходит, когда мама и папа теряют терпение, изматываются либо чувствуют себя в отчаянии. Порой они могут отшлепать ребенка потому, что уже несколько раз повторили ему, что что-то делать нельзя, а до малыша это пока не дошло. Все родители знают, как бывает досадно и обидно, когда дети не слушают их.
Воспитание по-французски
Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам.
О бабушках. С любовью
«Любите ли вы нашу бабушку так, как люблю ее я?» – невозмутимо задал вопрос изумленной маме пятилетний Роман, вытаскивая из-под груды песка бабушкин футляр из-под очков. Мама, оценив крылатую фразу, так неуместно звучащую из юных уст, была озадачена. В глубине души вопрос сына затронул чтото чрезвычайно значимое, даже болезненное. А действительно, любим ли мы бабушку? И главное, искренне ли мы доверяем ей, точнее делегируем самую важную родительскую функцию – быть воспитателем наших детей?